На вопросы о том, как они относятся к изменениям в процедуре получения прав и помогут ли они снизить коррупционные риски, корреспонденту Caravan.kz ответили юрист Сергей Уткин и автоэксперт Роман Масленников.
Как сообщают СМИ, поводом для кардинальных изменений и ужесточения процедур выдачи водительских прав и оформления автомобилей послужило раскрытие Антикоррупционной службой и МВД деятельности спецЦОНов и возбуждение уголовных дел в отношении преступной группы, годами занимавшейся незаконной деятельностью по незаконному оформлению автомобилей.
По результатам мониторинга, проведенного Антикором, были направлены 22 предложения в уполномоченные органы. Вместе с тем работников спецЦОНов было предложено отнести к субъектам коррупционных правонарушений. Кроме того, Антикор призвал граждан не прибегать к услугам "помогаек", пытаясь упростить для себя получение водительских прав и сообщать о фактах таких предложений.
Отвечает юрист Сергей Уткин:
— Как вы относитесь к ужесточениям и изменениям процедур в получении прав, усилению роли цифровизации?
— В целом считаю, что цифровизация, конечно, благотворно влияет на снижение уровня коррумпированности, в т.ч. при сдаче экзаменов для получения водительских удостоверений. Это при условии, что возможные коррумпированные служащие не будут иметь доступа для корректировки данных в системе. То есть должно быть всего несколько сисадминов с безупречной репутацией и высокой оплатой, которые бы сами не продавались и постоянно работали над возможными прорехами в системе, больше никто не должен иметь возможности что-то там подправить. Эта задача в принципе решаема. Поскольку рынок продажи водительских удостоверений большой, заинтересованное в честных правилах руководство МВД может элементарно выявлять прорехи. Так что посредством цифровизации и постоянного совершенствования процессов можно добиться, что экзамены будут сдаваться честно — как теория, так и практика. Было бы реальное желание этого, а не просто очередная попытка пустить пыль в глаза обществу, чтобы в реальности только увеличить сумму "вознаграждения" за продажу прав.
Естественно, чем честнее прием экзаменов, тем выше безопасность, поскольку это одна из причин разгильдяйства водителей и количества ДТП. Самих людей я бы винить не стал. Если система позволяет купить права, люди идут по пути наименьшего расходования ресурсов (денег, времени, нервов и т.д.). В этом природа человека. Поэтому я бы не делал упор на сознательность граждан. Хотя, если бы само общество сознательно отказалось от покупки прав, то у коррумпированных служащих просто закончились бы клиенты и проблема решилась бы сама собой, без всякой цифровизации. Но, по-моему, это из области утопии.
Нелегальное поселение в парке Южный: полиция выселила временных обитателей
Отвечает автоэксперт Роман Масленников:
— Как вы относитесь к изменениям в процедуре получения водительских прав?
— Можно сказать, что МВД довольно своевременно внесло поправки в алгоритм получения водительских удостоверений. Как мы понимаем, вся история с мопедами и самокатами сейчас глубоко обсуждается и общественностью, и в МВД об этом, конечно же, слышат. Будут какие-то ужесточения, скажем так, в скором времени очень многим ребятам, которые просто катались без прав, понадобится водительское удостоверение хотя бы категории А, А-1, насколько я помню. И это правильно, если посмотреть с точки зрения новостной повестки. Но отсюда возникают вопросы: а почему нельзя было, к примеру, по программе цифровизации и ранее закрыть возможность для корректировок данных по транспортным средствам, налоговые все вопросы, получение прав и прочее? Почему биометрию, видеофиксацию человека, получающего права, чтобы убедиться, что этот тот самый человек, а до тех пор права он не получит, вот вводят только сейчас?
Программы в спецЦОНах работают уже много лет, возможно, уже десятилетия. И почему только сейчас МВД говорит о том, что мы закрыли возможность для корректировок? Вопросов много, а ответов пока нет.
Цифровизация сама по себе позволила ужесточить борьбу с коррупцией и является для этого удобным инструментом. Программами, софтом, алгоритмами можно уже сейчас не допускать одних и пропускать других к получению прав. Эта программа работает, у нее есть функционал, она способна максимально удалить из своего алгоритма коррупционную составляющую. Однако иногда все портит человеческий фактор.
— Почему люди идут на нарушение закона, чтобы получить права?
— Хотел бы сказать, что те люди, которые хотят купить права и принципиально не собираются сдавать экзамен как положено, зачастую не понимают, что они несут риски! Что они не просто нарушают закон, но и их собственная жизнь и жизни других людей оказываются под угрозой. Чудовищная аварийность в Казахстане только подтверждает это. Если посмотреть по рейтингам, то мы в плохом топе среди других стран по аварийности, если, конечно, статистика не врет.
Также есть вторая категория, скажем так, "соискателей" на водительские удостоверения – это люди, которые пытались сдать, однако не смогли из-за жестких условий сдачи экзамена. К примеру, я сдавал на права у нас в Казахстане примерно лет 20 назад и сдавал также экзамен в других странах, в том числе и в США. Так вот у нас сдать на права было довольно сложно, у меня получилось не с первого раза сдать. А в других странах было намного проще.