Сауат Мынбаев: Наша задача – сохранить и приумножить - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сауат Мынбаев: Наша задача – сохранить и приумножить

Сауат Мынбаев: Наша задача – сохранить и приумножить

Как будут меняться цены на бензин и дизтопливо в Казахстане? Насколько выросли в стране добыча нефти и производство бензина? Когда наконец запустят Кашаган? Эти и многие другие вопросы волнуют граждан не меньше, чем курс тенге, стоимость еды и коммунальных тарифов.

  • 24 Марта 2016
  • 2308
Фото - Caravan.kz

Сначала о самом “горячем” – о цене литра. По мнению председателя правления АО “НК “КазМунайГаз” Сауата МЫНБАЕВА, она будет расти вслед за российской, поскольку там повысили акцизный сбор. Понятно, что самые отчаянные мелкие трейдеры-импортеры могут демпинговать, тем более что КМГ в посевную и уборочную кампании отгружает ГСМ по сниженным ценам. А с началом отопительного сезона и мазут – для социальных объектов и учреждений. Но общую тенденцию небольшим игрокам, похоже, не переломить, хотя “КазМунайГаз” занимает всего 20 процентов рынка. Если у конкурентов хватит сил выдержать эту гонку – профит им в руки. Но это вряд ли. И вот почему.

По итогам 2015 года АО “НК “КМГ” увеличило добычу нефти всего на один процент – по сравнению с прошлым годом. Однако отечественные и зарубежные конкуренты сработали в минус. На фоне общего падения барреля – ничего удивительного. Между тем объем производства собственного топлива у “КазМунайГаза” растет: в прошлом году удалось выдать 16 миллионов 295 тысяч тонн (это 16 процентов рынка). К 2018 году эта доля может составить 20, а к 2022 году – 32 процента. И это только первый шаг.

Справка “КАРАВАНА”

К празднованию Наурыза КМГ на своих заправках снизил стоимость бензина марки АИ-92 до 118 тенге за литр.

К слову. Министерство энергетики и мелкие добывающие компании в силу разных причин планируют в этом году небольшое снижение добычи. Поскольку “выживать в условиях низких цен на нефть довольно-таки непросто многим компаниям, особенно небольшим. КМГ следовать этой тенденции не намерен”. Ключевой фактор здесь – реанимация Кашаганского месторождения.

– Работы по Кашагану идут в соответствии с графиком, – сказал на брифинге в Службе центральных коммуникаций Сауат Мухаметбаевич. – Были, скажем так, некоторые трудности со сварочными работами (главной проблемой в 2013 году там изначально стали некачественные трубы и их сварка. – Авт.). Сейчас мы ожидаем начало добычи в октябре текущего года в том коммерческом объеме, который и был запланирован, – порядка 75 тысяч баррелей в сутки.

Это 10 миллиардов баррелей из почти 40, которые можно выкачать в ближайшие годы. Плюс более триллиона кубометров газа.

Крупнейшие нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании мира сегодня урезают финансирование геологоразведочных работ. КМГ отказываться от разведки пока не намерен. Более того, начаты работы на перспективных блоках на Прикаспийском, Мангышлакском и Устюрт-Бозашинском бассейнах.

Еще один позитивный аргумент от “КазМунайГаза” – подготовка к приватизации долей в нефтеперерабатывающих заводах республики. Шымкентский уже наполовину принадлежит КМГ, идут активные переговоры по Атыраускому НПЗ и Павлодарскому. При этом КМГ не собирается претендовать на покупку доли британской конторы BG Group в проекте “Карачаганак”. 10-процентной доли вполне хватает.

Справка “КАРАВАНА”

Добыча нефти и газа группой компаний КМГ в 2015 году составила свыше 22,6 миллиона тонн. План по добыче перевыполнен. По финансовым показателям тоже есть рост. Однако, по словам г-на Мынбаева, “здесь надо говорить и об эффекте девальвации”. Еще один положительный фактор – рост доказанных запасов извлекаемых жидких углеводородов. По состоянию на начало 2016 года они составили 800 миллионов тонн.

Вопрос в другом: когда главной нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей структуре страны удастся добиться модернизации действующих НПЗ и способствовать производству в Казахстане бензина европейских марок? Сауат Мынбаев, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что модернизация нефтеперерабатывающих заводов – масштабный и дорогостоящий проект. По сути, это строительство новых заводов в условиях действующего производства. На Атырауском нефтеперерабатывающем, к примеру, уже введено в эксплуатацию оборудование, позволившее получить первые партии дорогостоящих бензола и параксилола. Завершение же всего комплекса глубокой переработки планируется в конце текущего года. На Павлодарском нефтехимическом заводе строительство новых установок планируется закончить в 2017 году. На Шымкентском НПЗ полным ходом идут работы на комплексе, который к 2017 году позволит значительно нарастить выпуск светлых нефтепродуктов.

При этом никто не снимал с АО “НК “КазМунайГаз” ответственности за увеличение объемов транспортировки нефти и – что не менее важно – проведение социальной политики. А это тоже денег стоит. Кстати, за казахстанское содержание в госзакупках с КМГ тоже лихо спрашивают, хотя компания установила национальный рекорд в этом капиталистическом соревновании с отечественными конкурентами – 76 процентов!

Жандарбек АКТОТАЕВ, Алматы