Санный спорт: Перегрузки – не меньше, чем у космонавтов - Караван
  • $ 517.84
  • 543.11
-17 °C
Алматы
2025 Год
25 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Санный спорт: Перегрузки – не меньше, чем у космонавтов

Санный спорт: Перегрузки – не меньше, чем у космонавтов

“Готовь сани летом”. Эта знаменитая поговорка с недавних пор вновь актуальна для Казахстана. После двух десятилетий забвения в республике снова появился санный спорт.

  • 31 Августа 2012
  • 5211
Фото - Caravan.kz

Роликовые технологии

И не просто появился: в минувшем сезоне наши саночники Вячеслав Мальцев и Олег Фасхутдинов заняли первое место в общем зачете Кубка мира среди юниоров. Помимо этого казахстанцы участвовали в первой зимней юношеской Олимпиаде в Инсбруке.

О том, как проходит возрождение и каковы перспективы в будущем, “КАРАВАНУ” рассказал президент Республиканской федерации санного спорта, главный тренер сборной страны по санному спорту, бобслею и скелетону, заслуженный тренер Казахстана Александр Старков:

– Санный спорт в Казахстане начал культивироваться с 1976 года, – говорит Александр Павлович. – Тогда в связи с проведением Спартакиады народов СССР руководитель республиканского спорта Аманча Акпаев вызвал к себе нас, горнолыжников, и дал указание начать развивать новый вид спорта. В Алматы были открыты отделения санного спорта в целом ряде спортивных обществ “Енбек”, “Кайрат”, “Локомотив”, “Буревестник”, СКА, “Динамо”. У нас замечательные природно-климатические условия – к примеру, ледник Туюксу, а вот санной трассы не было. Поэтому мы разработали методику подготовки в межсезонье, где основное внимание уделили роликовой подготовке. Покупали ролики, делали специальные приспособления к полозьям саней и “накатывали” ребят. Пока команды из других республик ждали льда, занимаясь общефизической подготовкой, мы подходили к зимнему сезону, уже заложив техническую базу. За короткий промежуток времени наши саночники вышли в Советском Союзе на заметные позиции. Основной состав молодежной сборной СССР состоял из наших ребят. В первую сборную страны входили Элеонора Черемисина, Елена Кузьмина, Олег Горелов. Мы подготовили двух мастеров спорта международного класса и более 30 мастеров спорта СССР.

Спортивные сани – это более 800 узлов и деталей

– Как получилось, что санный спорт в Казахстане исчез?

– В 1990-е годы трудности испытывали все виды спорта. К сожалению, работа по санному спорту в Казахстане была полностью свернута. Только в 2009 году нам удалось создать республиканскую федерацию и спустя год вступить в Международную федерацию по санному спорту (FIL). Параллельно появилась Республиканская федерация бобслея и скелетона. В мае прошлого года Национальное агентство по спорту открыло отделение санного спорта при дирекции штатных национальных команд, были выделены деньги на подготовку и участие в первой юношеской зимней Олимпиаде.

– Насколько санный спорт является дорогостоящим?

– Приведу такой пример: только один спуск на санной трассе обходится в 22–24 евро. Спортивные сани в зависимости от страны-изготовителя стоят от трех до шести тысяч евро. Однако наши спортсмены на зарубежных санях никогда не покажут высоких результатов, поскольку своим соперникам качественный инвентарь ни одна страна, фирма не будет продавать. Поэтому мы с конструкторами нескольких казахстанских заводов разработали конструкции узлов и деталей спортивных саней и уже в прошлом сезоне выступали на санях отечественного производства. Для сборки одних саней уходит до шести месяцев, так как они индивидуально изготавливаются под каждого спортсмена с учетом его веса и роста. Для этого необходимо изготовить более 800 узлов и деталей.

Чтобы не “отрубило”

– Когда спортсмен на огромной скорости спускается по ледовому желобу, на это просто страшно смотреть…

– Санный спорт – технически сложный вид. При спуске на трассе саночники испытывают  огромные перегрузки. К примеру, у космонавтов при выходе на орбиту перегрузка достигает 3,5G (G – величина измерения ускорения), а при спуске – 4G. У саночника изначально идет перегрузка в 4G, а на отдельных участках трассы она превышает 6G, средняя скорость 135–160 км/ч. Так что если упускаешь что-то в физической подготовке, то спортсмена на вираже просто “отрубает”.

– Как же удается при этом еще и управлять санями?

– Обучаем (улыбается). На сегодняшний день ни одно учебное заведение мира не готовит тренерские кадры по санному спорту. Навыки приобретаются в процессе длительной работы. Вот, к примеру, Япония имеет санные трассы, построенные там к Олимпиадам 1964 года в Саппоро и 1998 года в Нагано, но у нее нет спортсменов, потому что тренерские кадры – страшный дефицит. У нас тренерский состав состоит из бывших спортсменов, которые пока работают на общественных началах.

Цель – Сочи

– Сейчас ребята тренируются по прежним, советским методикам?

– Да, и результат налицо. В этом году наша двойка в составе Мальцева и Фасхутдинова заняла первое место в Кубке мира среди юниоров по итогам всего сезона. На юношеской Олимпиаде мы выступили в свою силу: восьмое место в эстафете, десятое – в двойках, 14-е – на одноместных санях.

– А сколько сейчас в Казахстане людей занимаются санным спортом?

– В состав штатной национальной команды входят 14 человек. В ДЮСШ № 7 в Алматы открыто отделение санного спорта, есть договоренности об открытии таких же отделений в северных и восточных регионах страны. Хочу сказать, что санный спорт – это еще и натурбан, где спуск происходит по трассе не с искусственным намораживанием, а с естественным льдом. Есть еще скелетон, которым занимается в мире всего 500 человек. При полноценном финансировании бобслея и скелетона можно рассчитывать на олимпийские медали уже в 2018 году.

– Каковы перспективы казахстанских саночников в олимпийском Сочи?

– Отбор на Олимпиаду будет проходить через этапы Кубка мира. В Сочи сделаем ставку на командную гонку (эстафету). Она непредсказуема и состоит только из одного заезда, в то время как олимпийского чемпиона в одиночных санях выявляют по сумме четырех заездов. Также хочу отметить, что санный спорт вместе с бобслеем и скелетоном включены в программу Паралимпиады-2014.

Что стоит трассу построить

– В Казахстане нет санно-бобслейной трассы. Где тренируются наши спортсмены?

– В подготовительном периоде – на роликовых санях на шоссе, зимой – на санных трассах Латвии и России, с саночниками из этих стран у нас очень хорошие отношения.

– А вопрос строительства трассы в Казахстане рассматривается?

– Знаю, что выделен участок в районе международного комплекса лыжных трамплинов в Алматы. Если говорить о стоимости ее строительства, то, к примеру, трасса в российском Парамоново обошлась в 49 миллионов долларов.

Сани с… подогревом

– Во многих видах спорта существует понятие “домашних стен”…

– В санном спорте тоже. Допустим, мы приезжаем в Германию на соревнования. Нам во время тренировок ставят температуру льда, к примеру, минус 6 градусов, а своим – минус 15. И соревнования проходят на минус 15. Получается, что мы тренировались на меньших скоростях, при этом работа на виражах совершенно другая. Существуют и другие хитрости. В 1980-е годы немецкие саночники применяли запрещенное правилами устройство для подогрева металлических полозьев саней. Когда перед стартом измеряли их температуру, то никаких отклонений не было. Стоило же спортсмену поставить сани на лед, как срабатывало реле и полозья начинали нагреваться. Естественно, эти сани уже со старта не то что ехали, а летели. Учитывая, что в санном спорте спортсменов разделяют тысячные доли секунды, они имели большое преимущество перед соперниками. После финиша сани ставили вертикально, и подогрев отключался.

– В “Формуле-1” после каждого этапа болиды проверяют на соответствие техническому регламенту, разбирая их чуть ли не по винтику…

– На финише санной трассы есть комната для проверки веса и технических параметров спортивных саней. Там работает технический представитель международной федерации – FIL, и туда, кроме спортсмена с санями, остальным вход запрещен. Судья, может, и пропускает какие-то нарушения, но нам это неизвестно. То же самое происходит на старте, результаты замера температуры полозьев никто не знает. И все-таки при всей навороченности спортивных саней основным фактором остается спортсмен. От саней зависит много, но не больше 40 процентов. Все остальное – мастерство саночника.