Соревнования на санях проводятся неподалеку от Алматы с прошлого года. Вообще же история появления турнира по скоростному спуску на пластмассовых санях отсылает нас в Австрию, где 7 лет назад впервые прошло это развлекательно-спортивное мероприятие. Состязания не требовали от участников отличных атлетических данных, все, что было необходимо, чтобы пройти “фэйс-контроль”, – это студенческий билет. Организаторы кинули боевой клич за две недели до старта, и первые 64 откликнувшихся студента вошли в заветное число участников турнира.
– Все приехавшие зарегистрировались, поднялись на старт, и те, кто почувствовал неуверенность в своих силах, сразу отказались от гонки. Таких было два человека, – говорит Андрей Кулагин, организатор соревнований.
Гонка в стиле унисекс!
Зрители активно загорали под горным солнцем, погода в горах Заилийского Алатау, несмотря на серость и туман в городе, была приветлива. Учащиеся вузов развернули нешуточную борьбу на санях. Пластмассовая конструкция в народе называется “подпопник”, потому как площади санок хватает только чтобы разместить на них пятую точку. Как отметил организатор турнира Андрей Кулагин, универсальные санки-ледянки были доставлены в Алматы из Германии. Первые отборочные заезды больше напоминали забеги с санями – когда участники, врезавшись в бортик или остановившись, вскакивали на ноги и бежали до места, где им было проще снова оттолкнуться и продолжить погоню. Как верно заметил шебутной ведущий соревнований, “санки предназначены для катания, а не для бега с ними”! Схема проведения турнира была проста и удобна: ребята стартовали четверками, двое лучших в “заезде” выходили в следующий круг. Интересно, что слабый пол “спускали с горы” вперемешку с сильным, и вышла настоящая унисекс-гонка.
– Это такая дисциплина, где не стоит делить участников по половому признаку. Здесь и девчонки первыми приезжают. Санки ведь не велосипед, ими могут плохо управлять и парни, – считает Кулагин.
Протяженность трассы составила более 200 метров, включая один супербугор, на котором почти все участники “окрылялись”, и горку на финише, видимо, призванную “гасить” скорость. Могучие джигиты, конечно, вели более грязную борьбу – толкали друг друга локтями, подпинывали соперников и всячески подрезали… Барышни же, по всей видимости, больше от страха, чем от желания кого-то обойти в гонке, вспоминали крепкие выражения…
Студенты с горочки спустились…
Цель соревнований была самая благая – доставить удовольствие студентам: провентилировать их светлые головы на лоне природы и отвлечь от грызни гранита науки. Сказать, что гонки были лишь чистым баловством, нельзя – тут произошло ценное приобщение к спорту и проверка своих нервов экстремальными ситуациями. Как и в любом турнире, если это, конечно, не шахматы, участники могли схлопотать “спортивную” травму в виде ушиба. Никто не мог гарантировать им аккуратного приземления или избегания встречи с оградительным забором.
– Это нечто среднее между спортом и развлечением. Но турнир не относится к категории сильно травматичных, здесь не такие высокие скорости, и даже если ребята врезаются в сетку – их головы и носы целы, так как на них защитные шлемы, – поясняют организаторы.
Кстати, на турнире стартовали и прошлогодние “игроки”, в их числе – победитель турнира 2007 года Валерий Богомолов.
– В этом году трасса сложнее, и санки более модернизированные, – отметил Богомолов. – На мой взгляд, гонка стала интереснее! Мне очень нравятся санки. Самое сложное в этом виде – удержаться на трассе, да так, чтобы и скорость была в порядке, и самому не упасть.
Аж говорить тяжело!
Соревнования были реально комичными. То девушка теряла элемент одежды, в частности, кроссовки, и была как “Золушка на трассе”. То санки, “сбежав” от хозяев, что происходило весьма часто, продолжали вести борьбу без наездников. До финала дошли четыре удалых парня и выяснили отношения по-мужски. Как позже стало известно, за победу, а также денежный приз боролись два друга! Расторопнее всех оказался Владимир Байда, будущий модельер!
– Я кайфую, что взял первое место! – прорычал, еще не отдышавшись, чемпион. – Чувствую большой выброс адреналина, аж говорить тяжело. Я первый раз взял эти санки в руки. Как говорится, сел и поехал. Ни разу не упал! Здесь главное – не тормозить и держать равновесие, ведь санки тащат тебя в сетку.
Как на “Оскаре”
Новоиспеченный король саней, как на вручении “Оскара”, поблагодарил всех незнакомых и знакомых людей, которые за него переживали в этот день. Кстати, вес победителя, по боксерским стандартам, оценивается как суперхеви – 93 кг! Чемпион, обучающийся на дизайнера одежды, доказал, что вес в таких гонках не имеет значения, главное – это вера в свои силы.
22-летнему Турсуну Аманжолову, который получит вскоре диплом юриста, досталась серебряная медаль:
– Столько адреналина, что невозможно описать! У меня друг в прошлом году участвовал, занял третье место. Сейчас и я решил попробовать. Не думал, что дойду до финала, просто хотел получить порцию новых ощущений. Отталкиваешься, кто ровно катится, тот и уходит вперед, а как только начинаешь кого-то подрезать, можно за сетку улететь. Я не думал о страхе, только о том, как бы приехать первым. Почти приехал, поцарапал плечо и локти на финишной горке, а так цел!
Бронзовую медаль привез еще один “саночник”-триумфатор – Азамат Шайжанов.
Испытано на себе
Как советовали мне организаторы, при эксплуатации чудо-санок надо “прижать пятую точку к земле, освободить ноги – и вперед, навстречу ветру!”. Я твердо решила прочувствовать весь спектр ощущений, которые может подарить пластмассовая подстилка с массивной ручкой. Санки мне достались не какие-нибудь там, а самого победителя. Заряженные, безусловно, чемпионской энергетикой салазки я трепетно вознесла на склон. Делала это так же, как и участники: вцепилась свободной рукой в держатель, оторвала ноги от земли и, координируя свой спуск свободной рукой, полетела вниз. Ноги в такой ситуации, естественно, заменили тормоз, встала, стряхнула с себя остатки снежной крошки и лукаво улыбнулась самой себе – хорошо!
От волокуш до “юмбо” и амфибий
Утверждают, что сани появились раньше, чем было изобретено колесо. Разновидностей саней придумано множество: пластиковые, деревянные, матерчатые, санки-бобы. Все сани без полозьев называются “тобогган”, с полозьями – “нарты”.
• Сани, на которых катались участники соревнования, можно классифицировать как санки-ледянки, только более усовершенствованные. “Ледянки” просты и безопасны в управлении, легкие, компактные, представляют собой “оттиск попы в пластике”.
• Самые ходовые – “советские сани”: каркас выполнен из металла, а сиденье, как правило, – из дерева или пластмассы. Они могут прослужить своему хозяину не одну зиму. Их отличительная особенность – способность перемещаться даже по асфальту!
• В XVIII веке в моде были сани с парусом – на них прогуливались по ледяным озерам.
• Самые древние сани – волокуши. Передние концы двух жердей (полозья) привязывались к собаке или лошади.
• В прошлом веке были придуманы сани с механическим двигателем. Были разработаны различные аэросани. В 60-е годы создатель знаменитых пассажирских самолетов ТУ Андрей Туполев придумал сани-амфибию на 6 человек.
• Сани с рулевым управлением – ими можно управлять, выдвигая вперед то левый, то правый полоз.
• Санки “юмбо” – родом из Германии, это надувная подушка из прочного, легкого синтетического материала. Они устойчивы и свободно скользят по снегу.
• Санки на лыжах – известные в народе как “Чук и Гек” – с сиденьем, тормозом, рулем и тремя полозьями-лыжами.
• Санки на роликах – переднюю часть санок приподнимают на веревке, и они катятся на колесиках.
Марина ХЕГАЙ, Иван БЕСЕДИН (фото)