У Розы Рымбаевой весна уже давно вечная. Что, в общем, неудивительно.
Казахстанская певица номер один выпустила новый альбом – “Вечная весна”. Найти авторитетную информацию о том, какая это по счету пластинка Розы Рымбаевой, не удалось. Скорее всего, певица уже сама сбилась со счету, тем более что петь и записываться она начала еще в 70-х. Но то, что подборка получилась очень презентабельной и ожидаемой, сомневаться не приходится. Поп-музыка, джаз-рок, фанк, этника, советская, казахская эстрадная классика, каверы на хиты западных исполнителей. Короче, самый сок для самой широкой аудитории.
Начинается диск патриотично – с классики, песни “Атамекен”, созданной Жанботой Туякбаевым и Шомишбаем Сариевым. Заглавная песня “Вечная весна” идет под номером два. В буклете почему-то указано, что автором слов к этой песне композитора Давида Тухманова является его супруга – Татьяна Сашко. Хотя общепризнано, что текст написал известный поэт-песенник Игорь Шаферан. “Вечная весна” стала известна советским гражданам благодаря исполнению Валерия Ободзинского. У Розы вещь получилась еще более свежей и воодушевляющей. Затем идет другая обалденная классика от Нургисы Тлендиева и Мукагали Макатаева – “Кїа бол”.
Кстати, вы слышали когда-нибудь трип-хоп от Розы Рымбаевой? На этом альбоме вам представится такая возможность. Слушая новую интерпретацию композиции “Любовь настала”, созданной некогда Раймондом Паулсом и Робертом Рождественским, можно найти аналогии с гремевшим в начале века ремиксом на песню Where Do I Begin в исполнении Ширли Бейси. Правда, наши аранжировщики перебрали с электронными фишками, вернее, эти приемы используются несколько топорно. Однако задумка достойна уважения.
Приятная баллада, созданная из народной песни “Бір бала”, начинается с вступления на кыл-кобызе. Чего не отнять у Розы, так это чувства вкуса. Большое счастье – слушать действительно высококачественные казахские песни, а не то, чем заполонен эфир, – с банальными гармониями и аранжировками, пригодными разве что для свадеб и юбилеев.
К сожалению, песней “Бір бала” заканчивается первый ударный блок, после чего начинается подборка каких-то недоразумений – музыкально-аранжировочных. Одна из главных неудач диска – знаменитая “Нежность”. Понимая, сколько эта песня значит для Рымбаевой, уже десять лет воспитывающей своих детей без Таскына Окапова, приходишь к мысли, что не так, не с примитивными компьютерными барабанами и струнными, должна звучать одна из самых трогательных песен советской эпохи.
Еще один спорный номер – “Актриса”. Слова недурны: “Спой, свободная актриса, так, чтобы весь мир затрепетал…”. Но что творится в музыке, объяснить приличными словами сложно – инструментовка, как и в “Нежности”, сгодится только для дешевых караоке-фонограмм.
Чтобы не говорить о грустном, отметим несколько любопытных песен на казахском языке – “Аќ тілек”, “Аќќї”, а также очередные каверы: знаменитую “Надежду” и переведенную The Winner Takes It All от ABBA, в русскоязычном варианте получившую название “Как прежде”.
Ближе к концу диска звучит песня известного алматинского композитора и аранжировщика Артура Оренбургского “За час до Нового года” – еще один образчик постсоветского попа, натолкнувший на следующие крамольные размышления. Слушая пластинки уважаемых казахстанских исполнителей, приходишь к мысли, что надо бы им избирательней относиться к материалу, звучащему на их дисках, и почаще заказывать аранжировки хотя бы в России.
Резюмируя. Хоть и с некоторыми оговорками, “Вечная весна” Розы Рымбаевой – это альбом, который можно назвать must have, то есть обязательным к приобретению. Во-первых, потому, что сюда вошли все самые яркие песни из репертуара Розы последних лет, а во-вторых, это все-таки наша дива, каких больше нет.
Артем КРЫЛОВ