Астана, июнь, дело Талгата Ермегияева
Экс-председателя правления АО «Астана ЭКСПО» осудили на 14 лет строгого режима.
Летом 2015 года в результате проверки руководителя нацкомпании «Астана ЭКСПО» Талгата Ермегияева уличили в коррупции. Вместе с ним на скамье подсудимых оказались еще более двадцати человек. Против Ермегияева выступило большинство из них. По показаниям участников судебного разбирательства, Талгат Ермегияев был главой преступной группировки, похитившей 10,2 млрд тенге национальной компании "Астана ЭКСПО-2017". Из этой суммы хищение 4,2 млрд инкриминировали экс-председателю правления Ермегияеву.
Судебное разбирательство длилось 67 дней.
9 июня 2016 года Ермегияева признали виновным в хищении средств нацкомпании (ст.189, ч. 4, п. 2, УК РК) и получении взятки (ст. 311, ч.5, УК РК) в особо крупном размере. Ему назначили наказание в виде 14 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Алматы, сентябрь, дело об изнасиловании заключенной Натальи Слекишиной в СИЗО
Суд приговорил сотрудника тюрьмы Руслана Хакимова к девяти годам заключения в колонии общего режима с конфискацией имущества. Согласно приговору, Хакимова лишили звания майора юстиции и права занимать должности на государственной службе пожизненно.
Летом заключенная Наталья Слекишина заявила, что ее изнасиловали четыре сотрудника СИЗО, она забеременела и родила ребенка. Судебная молекулярно-генетическая экспертиза показала, что отцом ее ребенка является один из сотрудников изолятора, Руслан Хакимов.
Суд признал его виновным по трем статьям уголовного кодекса — 120 («Изнасилование»), 362 («Превышение власти или должностных полномочий»), 146 («Пытки»).
Сама Слекишина, осужденная на 8 лет за разбой, получила максимальный срок отсрочки в связи с особым положением. Суд учел, что Слекишина имеет троих несовершеннолетних детей, а также тот факт, что в отношении осужденной применялись пытки.
Караганда, октябрь, дело Юрия Пака
Карагандинского школьного учителя физики Юрия Пака осудили на два года за лжетерроризм.
По материалам суда, 14 апреля 2015 года Пак из школы позвонил со своего смартфона в службу экстренного реагирования и сообщил, что в карагандинском ЦУМе заложена бомба.
На место происшествия выехали все экстренные службы: эвакуировали посетителей и работников ЦУМа, оцепили здание. Бомбу так и не обнаружили. Через несколько часов полиция задержала «телефонного террориста» Юрия Пака. По факту было возбуждено уголовное дело по статье 273 УК РК (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма).
3 октября суд приговорил его к двум годам лишения свободы по обвинению в лжетерроризме в Караганде. За день до вынесения приговора мать Юрия скончалась. Прощаться с мамой Пак пришел уже в наручниках. Суд отклонил ходатайство защиты об апелляции.
Алматы, ноябрь, дело Бахытбека Есентаева
Суд приговорил Бахытбека Есентаева к девяти годам колонии.
10 июня известный казахстанский продюсер Баян Есентаева попала в больницу с черепно-мозговой травмой, переломом носа и ножевыми ранениями, которые ей нанес ее муж Бахытбек. Есентаева обвиняли в покушении на убийство своей супруги, а также в преступлениях сексуального характера. После происшествия продюсер развелась с мужем и поменяла фамилию.
Суд проходил в закрытом режиме с участием присяжных в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматинской области. Решением суда Бахытбек Есентаев получил реальный срок, 9 лет строгого режима, несмотря на то, что ранее Баян Максаткызы ходатайствовала назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы.
Алматы, ноябрь, дело Лилии Рах
Суд приговорил ее к семи с половиной годам лишения свободы с конфискацией имущества.
Лилии Рах, Мири Паз, Бахыту Шалбаеву и Исламу Мисирову предъявили обвинение в похищении стилиста Хамро Суванова по предварительному сговору. По версии следствия, 6 июля владелица сети ювелирных салонов Carmen Мири Паз с сообщниками встретили потерпевшего в аэропорту и вынудили его поехать с ними в офис Лилии Рах. Суванова просили вернуть деньги и ювелирные украшения, которые он якобы был должен, но Хамро отказался. Тогда мужчину отвезли в Есик, где после приковали наручниками к батарее на съёмной квартире. В суде Хамро Суванов заявил, что не имеет к Рах никаких претензий.
Несмотря на то, что Рах воспитывает маленькую дочь, суд приговорил ее к семи с половиной годам лишения свободы с конфискацией имущества. Мири Паз осудили на тот же срок, Бахыта Шалбаева — на восемь лет с тем же условием. Столько же дали Исламу Мисирову.
Астана, ноябрь, дело «пивного короля» Тохтара Тулешова
Суд приговорил шымкентского бизнесмена к 21 году лишения свободы в колонии строгого режима.
Об аресте Тохтара Тулешова в ходе спецоперации стало известно 30 января. Судебные разбирательства начались в сентябре – в специализированном межрайонном суде Астаны. Ряд обвинений, выдвинутых против Тулешова, и материалы следствия были связаны с государственной тайной – владельца завода «Шымкентпиво» обвинили в подготовке госпереворота. По сведениям КНБ, Тулешов длительное время поддерживал контакты и оказывал финансовую поддержку лидерам и авторитетам транснационального преступного сообщества, известного за рубежом как "Братский круг".
Жизнь приговоренного к 21 году тюрьмы Тохтара Тулешова на видео и в фотографиях
Суд признал виновным Тулешова по ряду статей: 262 ч.3 (создание и руководство организованной группой, преступной организацией, а равно участие в них с использованием своего служебного положения), 268 ч.3 (создание устойчивой вооруженной группы (банды), а равно руководство такой группой с использованием своего служебного положения), 24 ч.3 , 28 ч.3, 96 ч.2 пункт "з" УК РК редакции 1997 года (организация совершения убийства, сопряженное с бандитизмом), 28 ч.3, 125 ч.3 п.1 (организация похищения человека, совершенное преступной группой с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия), 28 ч.3, 126 ч.3 п.1 (организация совершения незаконного лишения свободы, не связанное с его похищением, с применением насилия, в отношении 2-х лиц, совершенное группой лиц), 28 ч.3, 107 ч.2 п. "а", "б", "в" УК РК редакции 1997 года (причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев, совершенное в отношение похищенных лиц), 28 ч.3, 187 ч.2. п. "а" УК РК редакции 1997 года (организация умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, совершенное путем поджога, причинивший значительный ущерб), 265 ч.2 (создание и руководство транснациональным преступным сообществом, а равно участие в нем), 266 ч.3 (финансирование деятельности преступной группы, а равно хранение, распределение имущества, разработка каналов финансирования), 179 ч.3 (пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя РК), 182 ч.3 (создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности), 367 ч.2 (дача взятки), 296 ч.2 (незаконное приобретение, хранение наркотических средств без цели сбыта), 287 ч.1 УК РК (незаконное ношение холодного оружия).
Астана, ноябрь, приговор по делу об убийстве Ерасыла Аубакирова
Троих подсудимых: Нурбека Ажимбая, Виталия Шерстенева и Андрея Тихоненко, — приговорили к 20, 11 и 16 годам лишения свободы соответственно.
Студент столичного медицинского вуза Ерасыл Аубакиров пропал 3 февраля. Спустя неделю обнаружили его тело, а фото убитого парня распространили через соцсети. В Сети появилось и видео пыток парня, похожего на Ерасыла.
По заключению медицинской экспертизы, на теле Аубакирова были обнаружены признаки насильственной смерти, возможно, он был жестоко избит. По подозрению в убийстве арестовали 4 подозреваемых. Позднее стало известно о прекращении уголовного преследования одного из них – Аяна Мейрбаева, сына усть-каменогорского бизнесмена. МВД РК сообщило, что в действиях Мейрбаева не нашли состава преступления. Аян Мейрбаев и его отец Есен оказались среди потерпевших.
Расследование убийства Ерасыла Аубакирова продолжалось полгода, материалы дела составили 10 томов. 12 октября специализированный межрайонный суд по уголовным делам Астаны огласил приговор: Нурбека Ажимбая приговорили к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества, Виталию Шерстеневу дали 11 лет тюрьмы, Андрею Тихоненко — 16 лет.
Алматы, ноябрь, дело «алматинского стрелка» Руслана Кулекбаева
Суд приговорил его к высшей мере наказания – смертной казни.
18 июля Руслан Кулекбаев, уроженец Кызылорды, расстрелял алматинских полицейских. Совершенное им преступление признали терактом. КНБ сообщил, что Кулекбаев ранее отбывал срок в колонии, где контактировал с салафитами. После завершения расследования Руслану Кулекбаеву предъявили обвинения в совершении террористического акта, повлекшего смерть восьми сотрудников правоохранительных и специальных органов, двух мирных граждан, а также покушении на убийство трех граждан. Его также обвиняли в незаконном изготовлении, приобретении, хранении и сбыте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, неправомерном завладении автомобилем и незаконном лишении человека свободы. Кулекбаев будет ждать своей смерти в «Черном беркуте»
Судья запросил для него высшую меру наказания – смертную казнь.
Сам Кулекбаев заявил, что не раскаивается в содеянном.
Актобе, ноябрь, дело актюбинских террористов
Семерых участников теракта приговорили к пожизненному заключению. Еще двоих подсудимых к 25 и 22 годам лишения свободы.
5 июня группа салафитов напала на два оружейных магазина и войсковую часть Национальной гвардии МВД РК. Погибли семь человек, в том числе трое военных.
В октябре 29 человек предстали перед актюбинским судом. 9 из них обвинялись в непосредственном участии в террористическом акте, 18 — в недонесении о готовящемся преступлении, 2 — в укрывательстве преступления.
Их интересы представляли 27 адвокатов. Свидетелями по делу проходили 48 лиц, в качестве потерпевших были допрошены 88 человек.
В конце ноября суд вынес приговор: Бакыта Куанышбаева, Асхата Имангалиева, Ануара Садихова, Жанабая Куанышбаева, Алибека Акпанбетова, Арсена Танатарова и Асхата Рахметова осудили на пожизненный срок.
Еще двое — Айдос Жубанов и Азамат Абдрахманов получили 25 лет и 22 года колонии соответственно.
Алматинская область, ноябрь, дело о групповом изнасиловании Жибек Мусиновой
Четверо обвиняемых признаны виновными: Асхат Бектурсын получил 10 лет лишения свободы, Елтай Нурбол — девять лет тюрьмы, Алмас Ермеков — девять лет и шесть месяцев заключения, Ербол Ермеков — восемь лет тюрьмы. Суд постановил конфисковать автомобиль, в салоне которого, согласно материалам дела, было совершено изнасилование.
Дело получило широкую огласку после видеообращения матери Жибек – Гульбадар Мусиновой. По ее словам, в ночь с 13 на 14 августа была похищена и изнасилована ее дочь. При этом был избит ее сын. Родственникам удалось найти дочь и задержать четверых нападавших, но позже они были отпущены. Полицейские Есика хотят «замять это дело», заявила Гульбадар Мусинова.
После этого заместитель начальника следственного отдела, два следователя и начальник кадрового отдела полиции УВД Есика были освобождены от занимаемых должностей. Управление собственной безопасности ДВД Алматинской области в отношении сотрудника полиции ведет досудебное расследование по статье «Халатность».
28 ноября суд вынес приговор обвиняемым. Ермеков Алмас получил девять лет шесть месяцев, Ермеков Ербол — восемь лет, Асхат Бектурсын — десять лет и Елтай Нурбол — девять лет колонии общего режима.