Самые канадские канадцы - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Самые канадские канадцы

Самые канадские канадцы

Все граждане Канады называют себя канадцами. Правда, многие уточняют: “я франкоканадец”, “я украинский канадец”, “я китайский”, “я афроканадец”.

  • 4 Сентября 2009
  • 2169
Фото - Caravan.kz

Этнокультурная мозаичность Канады не менее уникальна, чем Казахстана. Но есть в этой североамериканской огромной стране и канадские канадцы. Это индейцы и эскимосы – инуиты. Они не имеют иной исторической родины. Хотя…

Через Берингов пролив

Канадские учебники истории не сомневаются в своей правоте, рассказывая о том, откуда на территории их страны появились самые первые люди – с Евразийского континента, пришли через Берингов пролив. Так что канадские канадцы на самом деле – далекие потомки евразийцев.

Но когда я впервые увидела в Эдмонтоне индейцев племени кри, я радостно воскликнула: “Казахи!”. Я действительно тогда приняла их за соотечественников, настолько черты их лиц похожи на родные, казахские. Кстати, у индейцев кри есть казахское слово “табаган”, но означает оно “сани”.

Вообще же представители многочисленных (почти 700!) индейских племен говорят на 58 языках десяти не связанных друг с другом языковых групп. И само название “Канада” тоже индейское. Так ирокезы, живущие на территории современного Квебека, называли деревню, поселение.

Как-то раз я принесла в школу, где учу язык, фотографию моего дяди Джамбула, показала ее нескольким учителям, в том числе сотруднице-индианке из племени кри, и спросила: “Что вы можете сказать об этом мужчине?”. Первое, что все ответили, было: “He is aboriginal”, то есть “он коренной житель”.

Бывшего нашего алматинца, а теперь казахского канадца Анвара, живущего в Альберте, многие тоже принимают за индейца.

Зараженные одеяла и индейские школы

Как известно, XV–XIX века – это время распространения европейской цивилизации по всему миру. Когда “бледнолицые братья” пришли в Канаду, их приняли очень тепло. Для дорогих гостей устраивались настоящие праздники, как и положено по обычаям индейцев. Но европейцы принесли в мир этих людей не только диковинные, необычные вещи, предметы быта, но и войну, болезни, алкоголь. Когда в середине XVIII века на территории Канады между Францией и Англией вспыхнула война за земли и влияние, индейцы еще так доверяли белым братьям, что оказались втянутыми в чужой конфликт. Тогда ирокезы выступили на стороне англичан, а индейцы-гуроны – на стороне французов.

Есть и другие печальные страницы. Например, чтобы присвоить земли, уничтожили огромные стада бизонов, охота на которых была основой жизни индейцев, особенно степных племен. Преподносились и такие “подарки”, как зараженные оспой одеяла. А в прошлом году премьер-министр Канады Стивен Харпер публично извинялся за то, что сто лет назад власти страны заставили 150 тысяч детей индейцев учиться в государственных христианских школах. Извинения прозвучали на заседании парламента в Оттаве в присутствии сотен бывших школьников. В этих так называемых индейских школах, которые существовали с конца XIX века и вплоть до 1990 года, хотя многие из них уже были закрыты в 70-х годах, детей били, если они разговаривали на своем родном языке. Многие надолго потеряли связь с родителями.

Делалось все это, конечно, из благих побуждений, поскольку считалось, что индейцы стоят на более низком уровне развития по сравнению с белым населением, а значит, их нужно было “окультурить”. Кстати, извинения выразились не только в словах. Семьи бывших учеников получили в качестве компенсации за страдания два миллиарда канадских долларов.

Что же касается купленных когда-то обманным путем за бесценок земель, то миллиардные выплаты за эти земли сегодня идут постоянно.

Кроме того, индейцы в Канаде освобождены от уплаты налогов, медицинской страховки, имеют субсидии на жилищное строительство и право на бесплатное образование в университетах страны.

Резервации и города

Сегодня в Канаде около 1,3 миллиона индейцев. Более 30 процентов из них живут в так называемых ре­зервациях. Индейская резервация в Канаде – это довольно большая территория, где сохраняется традиционный уклад жизни, община самоуправляема, а в некоторых случаях даже и независима от федерального правительства. То есть индейцы, живущие в резервациях, являются полными хозяевами на своей земле. Разумеется, это несравнимо с теми временами, когда они были хозяевами на всей канадской земле.

Многие же индейцы, особенно молодежь, предпочитают города, и образ их жизни ничем не отличается от образа жизни обычного современного человека. Если, конечно, они приняли его. Города губят многих и многих из них. Организм индейцев очень быстро попадает в зависимость от “огненной воды”, и спиваются они быстрее и легче, чем европейцы, американцы, русские.

Индейцы-сепаратисты

Сегодня на пост Великого вождя, который должен освободиться после отставки индейского лидера – главы Ассамблеи коренных народов (AFN) Фила Фонтэйна, претендуют четыре кандидата. Газета “Нэйшнл пост” привела цитаты из выступлений кандидатов, которые, как оказалось, не видят иного реального выхода из социально-экономических проблем индейцев, кроме как отделение от Канады. По их словам, индейцы могут претендовать как минимум на 40 процентов территории Канады. Природные ресурсы этих территорий вполне могут обеспечить процветание, но для этого необходима собственная государственность. Газета заявляет, что, возможно, индейский сепаратизм примет форму шантажа федерального правительства, рассчитанную на выжимание денег из казны, хотя коренные жители и так получают астрономические субсидии. Правда, рядовым индейцам достается не так много – канадская пресса нередко пишет о том, что значительная часть субсидий и других видов помощи оседает в карманах индейской “номенклатуры”, а также причастных к распределению средств “бледнолицых”.

“Я жила на улице”

Многие жители Канады глубоко убеждены, что это стереотип и заблуждение, думать, будто индейцы – сплошь пьяницы, что они ленивы, не хотят работать и склонны к различным правонарушениям. Среди индейцев много образованных людей, занимающих высокий социальный статус. Но было бы неправдой утверждать, что для самых канадских канадцев не существует угрозы спиться. Достаточно одного взгляда на лица бомжей в даун-тауне Эдмонтона, чтобы понять, что среди них преобладают индейские. К сожалению, и уровень преступности среди них высок.

В колледже, где я учу язык, в службе секьюрити работает Синди. Она из индейского племени кри. Когда мы изучали историю индейцев Канады, Синди приходила на занятия и очень интересно рассказывала о своем деде, который для индейцев ее племени все равно что Ленин для коммунистов. То есть дедушка – человек-легенда, о котором написаны книги и сняты фильмы. Я не знаю настоящего имени Синди. Наверняка индейцы зовут ее иначе. Но поскольку мама ее сильно пила, то была лишена родительских прав, и Синди воспитывалась у приемной матери, француженки по происхождению, которая дала ей это имя.

Но зов крови оказался сильнее, и когда Синди стала самостоятельной, она ушла к своим. И очень быстро пристрастилась к алкоголю. Синди честно и искренне рассказывала нам о своей судьбе.

– Я жила на улице. Спала на улице. Конечно, пила. Я была алкоголичкой. Родила трех дочерей, но совершенно не помню, кто их отцы. Наверное, я жила бы так и по сей день, если бы не одна встреча. Как-то на улице к ней подошел мужчина, индеец, и сказал:

– Бросай пить! Я уже бросил! Моя мать перед смертью взяла с меня клятву, что я не выпью больше ни капли. Если ты захочешь, я тебе помогу.

– А что толку? – спросила Синди. – Ну брошу я пить, и что дальше? Куда пойду, что буду делать, как жить?

– Знаешь что, – ответил он. – Приходи ко мне. Насовсем. Я стану хорошим мужем. Только одно условие – ты не пьешь. Дай мне клятву!

И она поклялась. А клятву индейцы не нарушат никогда.

– Было трудно, – признается Синди. – Но я держалась. Ночами мне часто снилось, что я пью водку.

От страха, что сорвется и не справится, она прошла специальное лечение, затем целую программу реабилитации, окончила курсы и теперь работает, имеет дом и семью. Приветливая, веселая, легкая в общении, с удовольствием гадает на камнях всем, кто ее просит об этом, и умеет, как уверяет, прогнать от человека злых духов.

Гульнара НУРПЕИСОВА, Канада