Самые дорогостоящие торжества в истории Турции - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+17 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Самые дорогостоящие торжества в истории Турции

Самые дорогостоящие торжества в истории Турции

Церемония запуска нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан обойдется в 3,5 миллиона долларов. Намеченные на 13 июля торжества по случаю официального открытия основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) станут самыми дорогостоящими в истории Турции.

  • 12 Июля 2006
  • 1325
Фото - Caravan.kz

Они обойдутся казне в 3-3,5 млн. долларов, сообщают турецкие СМИ, отмечая, что расходы на помпезную церемонию ввода в строй магистрали по поставкам на мировые рынки каспийской нефти могут не оправдать ожиданий турецкой стороны (РИА «Новости»).
Из 16 глав государств, приглашенных на торжества в средиземноморский порт Джейхан, о намерении принять в них участие пока объявили только двое — президенты Азербайджана и Грузии.
В целом на церемонию в Джейхан были приглашены около 80 официальных представителей из разных стран, в том числе, первые лица США и России.
Больше всего турецкую сторону расстроило решение администрации Белого Дома направить на торжества заместителя министра энергетики США Клэй Селла. Именно Вашингтон с самого начала реализации «сделки века», как в свое время называли проект БТД, был его основным лоббистом и защитником на всех международных платформах.
Турецкие СМИ в комментариях к предстоящему событию пишут, что Анкара связывает большие надежды с вводом в строй нефтепровода БТД.
«В Джейхане, который превратится в центр экспорта нефти и газа, будет создана нефтяная биржа и появится свой нефтяной индекс», — приводят местные газеты заявление министра энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлера. Ранее он неоднократно говорил о планах превращения Джейхана в «турецкий Роттердам».
Между тем, обнародована программа краткосрочного визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Турцию.
Как сообщил АПА генеральный консул Азербайджана в Стамбуле Ибрагим Набиоглу, 12 июля в Стамбуле президент Ильхам Алиев примет участие в открытии памятника, парка и проспекта Гейдара Алиева. Генеральный консул сообщил, что в этот же день состоятся двусторонние встречи, а вечером во дворце «Чираган» — банкет.
Сегодня же в стамбульском отеле «Гранд-Джавахир» пройдет и церемония вручения президенту Азербайджана награды журнала «Эковитрина» — «Политик года Евразии».
13 июля президенты, премьер-министры и министры иностранных дел Азербайджана и Турции отправятся в Адану, а затем в Джейхан. В Джейхане президент примет участие на официальной церемонии открытия БТД.
Кроме того, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, который находился с визитом в Германии, уже прибыл в столицу Турции. Он примет участие в подготовке к церемонии открытия БТД.
Как сообщила Эхо глава пресс-службы нефтяной компании bp (British Petroleum) — оператора проекта строительства трубопровода, — Тамам Баятлы, церемонию организует правительство Турции. Но известно, что там примет участие и президент bp Джон Браун и глава bp-Azerbaijan Дэвид Вудворд.
Отметим, что идея строительства нефтепровода БТД, рассчитанного на транспортировку около 50 млн. тонн нефти в год, возникла в 1990-х годах.
20 сентября 1994 года в Баку был подписан контракт по разработке азербайджанских нефтяных месторождений «Азери», «Чираг» и «Гюнешли».
В проект вошли Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР), а также нефтяные компании России, США, Англии, Турции, Японии и другие, образовавшие международный консорциум — Азербайджанскую международную операционную компанию (АМОК).
Контракт был рассчитан на 30 лет и предполагал извлечь из глубин Каспия около 500 млн. тонн нефти. Первоначально предлагалось три варианта транспортировки «ранней» азербайджанской нефти: через территорию Грузии, по маршруту Баку-Супса, через Россию по магистрали Баку-Новороссийск и через турецкую территорию — к порту Джейхан.
18 ноября 1999 года в Стамбуле президенты Азербайджана, Турции и Грузии подписали пакет соглашений по Основному экспортному нефтепроводу БТД в обход России.
В октябре 2000 года компании-участники проекта подписали соглашения с правительствами Азербайджана, Грузии и Турции о финансировании строительства нефтепровода. В октябре 2001 года было завершено технико-экономическое обоснование БТД, а его строительство начато в сентябре 2002 года.
Протяженность БТД составляет 1767 километров, из которых на долю Турции приходится 1076, Азербайджана — 443 и Грузии — 248 километров. Пропускная способность трубопровода составит 50 млн. тонн в год.
Ввод в строй БТД неоднократно переносился. Изначально его планировали запустить в конце 2004 года, однако закачка первой каспийской нефти на танкеры в Джейхане была начата только 29 мая текущего года.
16 июня к проекту БТД официально присоединился Казахстан. В этот день в Алматы президенты Казахстана и Азербайджана подписали Договор по поддержке и содействию транспортировке нефти из Казахстана через Каспийское море и территорию Азербайджана на международные рынки посредством системы Баку-Тбилиси-Джейхан.
Подписанное соглашение предусматривает создание системы Актау-Баку по перевозке казахстанской нефти по Каспию в танкерах для ее дальнейшей транспортировки по БТД.
Оценивая значимость БТД, заведующий отделом внешних связей Исполнительного аппарата президента Азербайджана Hовруз Мамедов сообщил, что завершение строительства и ввод в эксплуатацию нефтепровода станет для Евразии, Европы и в целом мира одним из важных исторических событий.
Намеченные по этому поводу на 12-13 июля в Турции мероприятия — очень важное событие не только для Азербайджана и Южного Кавказа, но и в целом для Евразии, мировой экономики («Тренд»).
«Сегодня вопросы энергетики имеют очень важное значение в мире, и обретают своеобразный характер в различных регионах в различные периоды. С этой точки зрения предпринимаемые Азербайджаном как лидером на Южном Кавказе шаги по выводу на мировой рынок углеводородного сырья Каспийского региона и даже Центральной Азии имеют очень важное значение», — сказал H. Мамедов.
Международное сообщество также уделяет большое внимание данному событию. Так, еженедельный журнал «Spiegel» посвятил одну из статей предстоящей официальной церемонии сдачи в эксплуатацию БТД.
Напоминая, что строительство обошлось консорциуму во главе с bp почти в 4 млрд. долларов, журнал пишет: «Договор столетия», подписанный в период пребывания на посту президента США Билла Клинтона, отражает борьбу за господство в регионе, который традиционно считали сферой своих интересов российские, турецкие и иранские правители. Вашингтон осуществил поставленную цель — обеспечить доступ к нефте- и газоресурсам в долговременном плане, поддержать при этом старого партнера по НАТО Турцию и обеспечить участие в получении прибыли прозападно ориентированным новым союзникам — Грузии и Азербайджану. В роли активного сторонника этого проекта выступил бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский».
В статье говорится о том, что эксперты обращают внимание на риски, с которыми связана реализация этого проекта. Трасса трубопровода пролегает близ кризисного региона — Нагорного Карабаха.
Один из представителей непризнанного образования уже пригрозил, что трубопровод может быть разрушен в случае, если Азербайджан станет использовать полученные нефтедоллары для финансирования новой войны с Арменией за Нагорный Карабах.
Существует еще одна опасность — по мнению азербайджанских военных экспертов, режим мулл в Тегеране в случае нападения США на Иран, может отдать приказ о нанесении ракетного удара по трубопроводу.
Вместе с тем, многие политики и эксперты оптимистично настроены, считая, что такая опасность минует БТД. Между тем, в ситуации, когда потребность мира в энергоресурсах растет, и эта тенденция еще долго будет сохраняться, нельзя оспаривать значимость трубопровода. Вот уже вторую неделю цены нефти на мировом рынке вновь движутся к рекордным значениям.
Их понемногу подогревают сообщения из Ирана, которому, как считают некоторые эксперты, выгодно поддерживать напряженность на рынке и при этом наращивать свое производство и экспорт даже выше установленных квот.
Сигналом для роста котировок послужило также сообщение Министерства энергетики США о первом за последние девять недель сокращении запасов бензина в хранилищах страны.
В этот раз опасениям по поводу возможного возникновения дефицита нефтепродуктов способствовало закрытие для расчистки фарватера канала Калказье в Луизиане, связывающего с поставщиками и потребителями четыре НПЗ.
Эксперты считают, что причиной роста цен на нефть может послужить начало автомобильного сезона в США и странах Европы, а также напряженность в арабском мире, которая наметилась после ударов Израиля по Палестине.
Цена нефти на Нью-йоркской товарно-сырьевой бирже на торгах 7 июля достигла очередного исторического максимума — 75,78 долларов за баррель.
Однако затем котировки пошли вниз, и завершились торги на отметке 74,75 долларов, что на 39 центов меньше показателя закрытия четверга. По словам экспертов, коррекция рынка была вызвана фиксацией дилерами прибыли после роста цен на углеводородное топливо, который продолжался в течение девяти сессий подряд.
Кроме того, снижению котировок способствовало заявление главы Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани о том, что у него сложилось «позитивное впечатление» о предложениях стран «шестерки» по мерам содействия гражданской атомной программе Тегерана в обмен на прекращение всех работ по обогащению и переработке урана.
Предыдущий рекорд — 75,40 долларов за баррель — был установлен 5 июля.
С начала года «черное золото» подорожало в Нью-Йорке на 23%. Тенденция повышения цен на нефть в последние годы приносит дополнительные поступления в госбюджет нашей страны, т.к. стоимость одного барреля нефти закладывается не выше 40-50 долларов.
При ситуации роста мировых цен возникает вопрос «Обрушит ли БТД рынок и сможет ли прокачиваемая по трубопроводу нефть повлиять на мировые цены?».
Комментируя «Эхо» данный вопрос, независимый эксперт Мамед Мирзоев отметил, что на цены на мировых рынках влияют международные отношения, например, иракская война или разработка Ираном ядерной программы. Из-за того, что азербайджанская нефть по своему составу и качеству отличается от других нефтей, и содержит очень мало парафина и серы, она не может влиять на мировые цены. Страны ОПЕК, которые контролируют котировки нефти с Персидского залива, придерживаются такого же мнения.
«Что касается реализации самого проекта, то он очень важен не только для Азербайджана и всего региона Южного Кавказа, но и для стран, по территории которых проложен БТД. В начале реализации много нападок было со стороны глав различных государств, в том числе России, которые заявляли, что этот проект — утопия. Все это позади, и на днях ожидается официальный запуск трубопровода, который создаст связующее звено между западом и востоком», — отметил М.Мирзоев.
Несмотря на то, что не только доля Азербайджана, но и стран каспийского бассейна составляет всего 2,3% от мировой добычи, все же значимость БТД огромна, и постепенно интерес к проекту увеличивается.
Так, казахстанская сторона подтвердила свою готовность прокачивать по нему свою нефть подписанием межправительственного соглашения. На начальном этапе предусматривается транспортировка 7,5 млн. тонн казахстанской нефти с последующим увеличением этого объема до 20 и даже, по некоторым сообщениям, 25 млн. тонн.
С интересной инициативой выступает «лучший друг Запада» Израиль. Недавно в Баку министр инфраструктуры Израиля Биньямин Бен-Элиэзер заявил, что Израиль заинтересован в транзите азербайджанской нефти на Ближний Восток — из Джейхана по трубопроводу Ашкелон — Элот в Красное море, а оттуда — на такие большие рынки, как Индия и Китай. «Ашкелон-Элот — работающий трубопровод, и это самый дешевый и короткий путь из Средиземного моря до Красного».
Проект, возможно, интересный для самого Израиля, но как на него посмотрят европейские потребители? Ведь нефти по нефтепроводу БТД и для Европы, и для Азии с ее аппетитами может и не хватить. Тем более, что добыча нефти на месторождении «Кашаган» может начаться лишь в 2009 либо в начале 2010 года, а не в 2008 году, как было запланировано ранее.

Н.АЛИЕВ, А.МЕХТИЕВА, Эхо