Как именно – в ходе онлайн-брифинга рассказал управляющий директор по правовому сопровождению и рискам АО «ФНБ «Самрук-Казына» Андрей КРАВЧЕНКО.
Как отметил в своем выступлении Андрей Кравченко, в 2020 году система управления рисками «Самрук-Қазына» работала без сбоев и показала свою эффективность. Несмотря, на то, что год выдался непростым, у «Самрук-Казына» по его итогу достаточно неплохие показатели. Чистая прибыль ожидается в 1,5 раза больше плановой, а это более 400 миллиардов тенге чистого дохода.
В рамках работы по управлению рисками, с ноября 2019 года валютный долг КТЖ в «твердой валюте» был снижен почти на миллиард долларов за счет рефинансирования в тенге и рублях. Также, за счет рефинансирования в тенге полностью нивелирован валютный риск Экибастузской ГРЭС-2.
— Мы с уверенностью смотрим в будущее, хотя понимаем, что внешние факторы останутся актуальными рисками для нас и в следующем году. Кроме того, более трети крупнейших глобальных инвесторов считают геополитические риски самыми большими рисками для общей финансовой стабильности. В связи с этим, Фонд уже составил карту рисков на следующий год, — рассказал Андрей Кравченко.
В рамках этой карты рисков Фонд исходит из прогнозов продления пандемии в первой половине 2021 года, но с последующим ослаблением жестких карантинных мер. По словам Андрея Николаевича, это положительным образом повлияет на выход из периода рецессии мировой экономики и портфельных компаний Фонда. При этом «Самрук-Қазына» и «Казмунайгаз» пока не отказываются от альтернативного плана развития, предполагающиего пониженное значение цены на нефть.
Мы спросили у Андрея Кравченко – можно ли было предотвратить сложившуюся на китайско-казахстанских переходах «Хоргос» и «Достык» ситуацию? Как известно, в середине октября Китай перестал принимать казахстанские грузы, и это спровоцировало уйму проблем: нарушаются сроки доставок, простаивают поезда, бизнесмены теряют деньги.
Андрей Кравченко отметил, что руководство АО «Казахстан Темир Жолы» предполагало такой сценарий еще в марте.
— В октябре и ноябре ситуация реализовалась. Страдаем от нее не только мы, но и производители России и Баларуси. Поэтому мы сейчас действуем сообща. Администрации наших железных дорог разговаривают с администрацией железных дорог КНР. Удалось достичь определенных успехов и сейчас уже ситуация гораздо лучше, — говорит Андрей Кравченко.
В целом же, как отметил спикер, по итогам этого года объем контейнерных перевозок из Китая в Европу через Казахстан вырос на 68%. Вырученные деньги уже направлены на расширение пропускной способности лимитирующих участков дороги, чтобы еще больше увеличить возможности для транзита через Казахстан.
В завершение спикер отметил, что Фонду удалось не допустить серьезного снижения основных производственных показателей и сокращений производственного персонала, обеспечить непрерывное производство и выплату заработных плат.