Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с 29-летним Алексеем Карпенко об особенностях его работы.
— Я работаю в сфере ритуальных услуг семь лет. Естественно, мы работаем вместе с полицией и врачами. Чаще всего получается так, что о смерти своих близких люди узнают от нас. И вот пока тело еще в морге, наш заботливый консультант уже стоит с каталогом гробов на вашем пороге.
Алексей согласен, что цены на ритуальные услуги в южной столице дорогие.
Экономный комплекс всех ритуальных услуг: крест, гроб, венок, катафалк и услуги рабочих — начинается от 70 тысяч тенге. В среднем, по словам нашего собеседника, люди тратят 150-300 тысяч тенге на похороны.
Уровень же зарплат самих рабочих и агентов, как признается Алексей, немножко выше среднего.
Фирма ритуальных услуг, где работает наш собеседник, устанавливает памятники и оградки, помогает с выбором и заказом гробов, забирает усопших, приводит их визуально в порядок и закапывает. И даже имеет свой специализированный сайт.
К этой работе молодого человека подтолкнул друг, который устроился туда. Парень признается, что на работе постоянная текучка кадров, так как не все выдерживают работу с мертвыми.
— Или приходят алкоголики, наркоманы, бывшие сидельцы, но, как правило, они тоже ненадолго, к труду не приучены. Я считаю так: если ты смог выдержать месяц, то выдержишь дальше.
График Алексея устраивает. Оказывается, в фирме ритуальных услуг работают посменно, так как человек может умереть в любое время, и нужно будет его забрать из морга или из дома в любое время суток.
— Но самое трудное в работе — это видеть детей. Иногда совсем маленьких. Бывает, они потом снятся мне ночью. Но в день бывает двое-трое похорон, поэтому лиц и фамилий большинства не запоминаю.
Работа сделала меня достаточно циничным. Смерть стала естественной, ведь ты видишь её ежедневно. Иногда много неприятных вещей видишь. Старческая смерть — самое распространенное, но сейчас часто встречаются суицидники, особенно несовершеннолетние, жалко их, но, видимо, это закон природы.
— Верите ли вы в бога?
— Нет, я атеист.
— Приходилось ли видеть что-то необычное, мистическое на кладбище?
— Да. Я верю в карму и эзотерику. Один раз я только выкопал свежую могилу, был вечер, я обернулся и увидел рядом еще одну свежую могилу, заваленную цветами. Смотрю на фото на памятнике, а там красивая молодая девушка. Отошел чуть-чуть, снова обернулся, а на могиле сидит кто-то. Присмотрелся, а там эта девушка, как будто живая. К слову, я не алкоголик и шизофренией не страдаю. Но с тех пор ничего странного не видел, а этого забыть не могу.
Кроме того, из минусов своей работы Алексей назвал неприятный трупный запах и эмоционально тяжелое общение с людьми.
— Часто вижу, как дети теряют родителей, но бывает и наоборот. В последних случаях родственники даже говорить не могут, за них обычно все выбирает и заказывает друг или дальний родственник. Друзья часто просят меня рассказать о своей работе. А я все время шучу, что скоро и их поеду забирать. Но сам я боюсь смерти. Особенно умереть в старости боюсь, так как видел, в каких условиях иногда старики, никому не нужные, умирают.