Наверное, даже слишком долго. В итоге на самом высоком уровне признается, что имеем – неэффективное управление, отсутствие надлежащей кадровой работы, конфликт ведомственных функций. Плюс – вернее, жирный минус – явное недоверие населения страны к правоохранительной и судебной системе.
И вот в августе Президентом подписан Указ “О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан”.
Предложены действенные меры по разграничению полномочий правоохранительных органов, их оптимизации, освобождению от несвойственных им функций.
Месяц после этого был внешне спокойным. Правительство в это время в тиши кабинетов готовило план реформы…
А потом началась просто бурная ведомственная активность! Генеральная прокуратура предлагает по нескольким десяткам преступлений заменить уголовную ответственность административной, но с ужесточением штрафных санкций. Первый заместитель генерального прокурора страны И. Меркель считает, что максимальный размер штрафа для граждан должен составлять 500 МРП, или более 700 тысяч тенге (1 МРП – 1413 тенге), для юридических лиц – 1000 МРП. А еще – увеличить срок административного ареста до 45 суток.
Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью РК в свою очередь выступает инициатором законодательных поправок по отдельным вопросам банкротства предприятий, рейдерства и просит закрепить за ним исключительные полномочия в этой сфере.
Экспертная группа во главе с союзом “Атамекен” предлагает дополнить санкции всех экономических преступлений основным видом наказания – возмещением причиненного любым преступлением материального ущерба в двойном размере.
А ведущие ученые-правоведы страны высказывают мнение о том, что может иметь место тенденция, которую называют одним словом – “кампанейщина”.
И опасения эти небезосновательны, поскольку вопросами реформы активно занимаются именно те государственные структуры, которые сами подлежат реформированию.
Возникает резонный вопрос: а захотят ли они сами себя реформировать? Им и так вроде бы неплохо!
И не останется ли в очередной раз за бортом этих реформ рядовой гражданин Казахстана, для которого, собственно, все это и должно делаться, с его насущными проблемами и бедами, до которых чиновникам в свете всех этих обсуждений, похоже, дела-то и нет?
Ответов на эти вопросы можно ждать долго, поскольку при явной активности реформируемых правоохранительных и судебных органов не наблюдается абсолютно никакой активности по обсуждению этих вопросов в самом обществе. Пока что-то не слышно, чтобы был открыт сайт или блог, на который рядовые граждане, практикующие юристы, общественные деятели и все те, кому небезразлично правовое будущее нашей страны, могли бы обратиться со своими вопросами или предложениями относительно проводимой реформы. Хотя у нас есть достаточное количество людей, обладающих не только глубокими знаниями, опытом, но и житейской мудростью, способных внести дельные предложения, – лишь бы их услышали!
Ведь, честно говоря, простому гражданину страны абсолютно все равно, под какой вывеской работают полиция или суд. Главное, чтобы это было место, где его, этого самого гражданина, примут, выслушают, защитят его права, накажут виновного в его бедах (и, самое главное, не допустят наказания невиновного!) цивилизованными методами, в рамках понятного ему и четко прописанного закона. Так просто!
Светлана ШАМЫЧКОВА, юрист