Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА. Кто сказал, что режиссура – не женское дело? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА. Кто сказал, что режиссура – не женское дело?

Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА. Кто сказал, что режиссура – не женское дело?

Едва ли не каждый год в казахстанской кинорежиссуре появляются новые имена. Мужские. А вот женщин-режиссеров – раз, два… И вот в этом списке появляется новое лицо – Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА. Корреспондент “КАРАВАНА”, встретившись с режиссером, поговорила с ней "за жизнь", а заодно узнала подробности о ее новом фильме “Фейк: Береги себя”.

  • 4 Июля 2014
  • 3143
Фото - Caravan.kz

Началось все с фантазий

– Ты одна из немногих женщин в Казахстане, кто решил заниматься таким непростым делом, как кино. Что привело в этот мир?

– Интерес проживать несколько жизней. А фантазировать мне всегда нравилось. Будучи второклашкой, прочитала о марафонце, который пробежал много километров и в конце умер. Я красочно рассказывала одноклассникам историю, что у меня есть неродной брат, с которым произошла такая же грустная история. Еще я очень любила актера Евгения Леонова. В год его смерти наврала одноклассникам, что моя мама-врач его лечила. Годы прошли, теперь можно фантазировать без боязни получить от родителей (смеется).

– Многие придерживаются мнения, что режиссура – не женское дело…

– Все зависит, как режиссер-женщина поставит свой график. Будет ли она убиваться на работе, на всех орать и станет Карабасом – это ее выбор. Или она захочет мягко со всеми договариваться. Любой режиссер сам выбирает, сколько ему надо времени на кино и каким при этом ему оставаться. Если мы будем смотреть только мужское кино, то, возможно, перестанем слушать женщин. Режиссерская работа довольна сложная и во многих случаях требует 100 процентов времени. На период съемок приходится выбирать между семьей и процессом. Мне повезло, меня поняли и поддержали. Мои дети, а их у меня двое, выросли в творческой атмосфере, им интересно быть на съемочной площадке.

– И твои фантазии воплотились в двух фильмах “Тамагочи” и “Фейк”, выходящих на экраны страны?

– “Тамагочи” – это первый полнометражный фильм, были еще и короткометражки. Мы не делали ставки, что заработаем на нем. Он был выложен в Интернет. Преследовалось три цели: узнать, что это за процесс – снимать фильм, научиться доделывать проект до конца и посмотреть, как наш продукт воспримут зрители. Мне интересно было читать мнения, отзывы. Огромное спасибо команде, которая рискнула вместе с нами. “Фейк” – это уже другой по замыслу проект – мелодрама, история о несложившейся любви. Фишка в том, что в течение всего фильма не звучит слово “любовь”. Наш поэт Хаким Булибеков как-то сказал мне, что самое стоящее стихотворение о любви – то, где ни разу не звучит это слово.

Без “волосатой лапы”

– Как тебе – молодой женщине, не имеющей большого опыта в кино, удалось снять такой фильм, найти на него деньги?

– Мне уже 31 год! Да и возраст тут не имеет значения. Я понимаю, что многие вещи, когда буду старше, начну делать иначе, и мои фильмы будут другими. Сейчас снимаю про то, что близко моему возрасту. Все-таки к 31 году уже есть некий опыт в жизни. Я работала шесть лет волонтером в службе спасения, в детском центре и в крупных компаниях. По первому образованию я юрист. Наверное, жизнь поставила мне задачу понять и узнать, что и где как происходит. Правильно известный кинорежиссер Андрей Эшпай говорит: “Не идите снимать, покуда вы не набрали впечатлений и опыта в жизни. Опыт измеряется не количеством прожитых дней, а качеством”. А что касается денег на наш фильм, то мы очень долго их искали. Я познакомилась с одним человеком, владельцем букмекерской компании. Он согласился рискнуть вложить деньги в казахстанское кино. Чуть позже появился второй, владелец банка, который дал деньги на рекламные кампании и прочее. При этом мы никогда с этими людьми не дружили, и они рассматривали мой фильм именно как проект, что крайне важно. На самом деле инвесторы существуют, если ты докажешь, что сможешь что-то сделать.

– То есть любой желающий сможет найти на кино деньги?

– Нет, конечно. Если ты придешь и скажешь, что хочешь снять кино, потому что просто это хочешь, – не сработает. Они прочитали сценарий и сказали, что на такой фильм они бы сходили в кинотеатр. То есть если ты решил – иди и делай. Но надо понимать, для чего ты это делаешь. Снять ради того, чтобы снять? Тогда можешь и не начинать, так ты никого не убедишь. Нужно сформулировать мысль, которую хочешь донести, понимать, кому ты ее несешь. И хочу еще сказать, что у меня нет никакой “волосатой лапы”.

Мы – не дилетанты

– И какой бюджет у “Фейка”?

– 200 тысяч долларов, но это только на производственную часть. Это очень маленький бюджет для казахстанского кино. Я не могу сказать, что “Фейк” – картина целиком женская. В разработке сценария принимал активное участие Аюб Шахобиддинов, известный режиссер из Узбекистана, его картины становятся призерами кинофестивалей. Это удивительный человек, он настолько мягко и деликатно учил и продолжает учить меня всему, что я просто мечтаю еще поработать с ним. На определенном этапе к нам подключился режиссер Виктор Немченко. Человек, перевернувший многое с ног на голову, и, как ни странно, так стало даже лучше. Поэтому в кино, как и в жизни, должен быть баланс между мужским и женским.

– В фильме задействованы известные казахстанские и российские актеры. Причем актеры большой величины снимались больше в эпизодах, нежели в главных ролях. Тяжело было с ними сработаться?

– С кем-то легко, с кем-то сложно. Сначала было нелегко с актерами, согласившимися сыграть у нас в маленьких эпизодах. Например, это Санжар Мадиев и Максим Акбаров. Они не успевали просто прожить все съемочные дни с нами и не понимали порой, что именно надо делать. Они же загружены, не всегда им удавалось даже прочитать весь сценарий. Но в итоге все получилось. Так же, как и с российскими актерами Алексеем Кравченко и Надеждой Борисовой. Поначалу я очень боялась, ведь это моя первая работа с такими известными людьми! Не хотели опозориться, показаться какими-то дилетантами. Но когда после съемок пили с ними кофе, они сказали, что у нас хорошо подготовленный съемочный процесс. Кстати, мы очень надеемся, что этот фильм будут показывать в России.

– Ты уже строишь планы на будущее?

– Я не ставлю себя в линейку режиссеров, которые будут делать арт-хаус или авторское кино. У меня есть мечта, и я уже приступила к ее осуществлению – хочу снять многосерийный фильм о волонтерах, чтобы люди поняли, что все в этой жизни взаимосвязано.

Алматы