– Займи тридцать тысяч, срочно нужно, там дешевых узбеков продают, – слова знакомого, произнесенные в запале, покоробили: что за работорговля такая?
– И сколько их, на тридцатку?
– Двадцать два, готовая бригада…
Оказалось, подобные покупки “оптом” – обычное дело. Как правило, узбекские или киргизские строители едут “под заказ” на определенные объекты, но случается, у заказчика что-то не заладилось, тогда и происходят такие вот торги. Посредник пристраивает бригаду на объект, зачастую опять же через других посредников договаривается о жилье и авансе на питание.
Живут гастарбайтеры нередко здесь же, на стройплощадках, в условиях, мало приближенных к человеческим. Питание – в расчете 200–250 тенге в день. Рацион более чем скудный – макароны, хлеб и чай. Пришлось видеть, как после такого обеда строители вручную поднимали цемент на 22-й этаж. Лифты еще не работали, а единственный на все бригады кран – в драку.
При двенадцатичасовом рабочем дне, без праздничных и выходных, зарабатывают узбеки в среднем по 30 тысяч тенге в месяц – большие, по их меркам, деньги. На них, говорят, вполне можно содержать даже большую семью.
Этим летом в Астане узбекские строители востребованы как никогда. Дело в том, что бригады, приехавшие весной, в период строительного кризиса, тут же уехали на российские стройки.
На миграционном рынке труда в столице сейчас в основном киргизы. Обходятся они подрядчикам дороже – около 45 тысяч тенге в месяц, а квалификация у них, как правило, ниже. На всю бригаду от силы два-три опытных кладчика, остальные – люди, далекие от строительных специальностей.
Впрочем, говорить даже про среднюю оплату труда гастарбайтеров следует с очень большой осторожностью. Их время от времени обманывают то посредники, то заказчики.
Киргиз Муштыбек из Таласа, опытный, не первый сезон работающий в Астане строитель, в этом году, как он выразился, вообще “пролетел”:
– Не повезло с объектами. Один “заморозили”, вообще не рассчитались – ждите, говорят, пока кредит получим. А как ждать, если даже на питание денег не дают? На втором хозяин попросту обманул, и за месяц работы на кирпичной кладке коттеджа всего по 10 тысяч тенге на человека получилось. А дома у меня – старики, пятеро детей…
Двойные стандарты
Обманутым гастарбайтерам за защитой обращаться некуда. Законодатели, внеся поправки в Трудовой кодекс, уверены: все вопросы должны и могут решаться через трудовой договор. И призывают предпринимателей всех уровней к социальной ответственности и соблюдению законов.
– На деле все обстоит иначе. Законы безоглядно нарушаются. А судя по жалобе, с которой обратились в редакцию киргизские строители, бывает, грешат этим и сами народные избранники. Один из районных депутатов затеял в своем селе строительство магазина. Перед этим обещал односельчанам: дескать, рабочие места вам будут! Но потом нанял гастарбайтеров. Понятно – без всяких договоров. Когда посредник стал настаивать на официальном оформлении трудовых отношений, поспешил расстаться с бригадой, выплатив лишь половину оговоренной суммы.
А сам нанял других бедолаг. И с этими не спешил рассчитываться, в итоге люди два месяца трудились практически бесплатно. За еду. Даже местные безработные, чью работу вроде бы “перехватили” узбеки, сейчас сочувствуют заезжим строителям.
Вообще же многие гастарбайтеры убедились на горьком опыте: чаще всего обманывают при расчете всякого рода чиновники. Может, потому, что хорошо знают законы и понимают: – никто ничего доказать не сможет?
Без них не обойтись…
Сколько вообще трудовых мигрантов на столичных стройках, точно не знает никто. По официальным данным, в этом году в Астану приехало более 44 тысяч рабочих из стран ближнего зарубежья. Сколько нелегалов – неизвестно, но знающие люди утверждают: в каждой бригаде таковых – половина.
Но в этом году мигрантов в Астану приехало на 8 тысяч меньше по сравнению с прошлым, 2007-м. И дело не только в снижении активности в строительной сфере. Профессиональные посредники, занимающиеся ввозом строительных бригад в Казахстан, говорят, что сейчас гастарбайтеры, особенно с высокой квалификацией, охотнее едут в Россию. На те же олимпийские объекты, где и с оплатой труда порядка больше, и условия получше. К тому же среди наших ближних соседей, киргизов и узбеков, уже активно ходят слухи о недобросовестных казахстанских нанимателях.
Если уж говорить откровенно, приток дешевой рабочей силы из сопредельных стран имеет для Казахстана большое значение. По прогнозу Министерства труда и соцобеспечения, потребность республики в рабочей силе будет увеличиваться на 60 тысяч человек ежегодно. Так что, сколько бы ни говорилось о негативной стороне гастарбайтерства, без него не обойтись. А значит, и отношение к приезжим строителям менять придется…
Наталия Буравцева, Астана