Сакральные асыки и свадьба на конях: какие секреты таят в себе казахские виды спорта - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сакральные асыки и свадьба на конях: какие секреты таят в себе казахские виды спорта

Сакральные асыки и свадьба на конях: какие секреты таят в себе казахские виды спорта

Любой вид спорта изначально появился на свет как способ обрести в игровой форме жизненно необходимые навыки. Это касается как активного спорта, так и тихих игр. То, что мы сейчас считаем простыми развлечениями, сотни лет назад имело совсем другой характер.

  • 2 Октября 2023
  • 18389
Фото - Caravan.kz

Как кости лягут

У многих казахстанцев игра в асыки ассоциируется с беззаботным детством. Казалось бы, что может быть легкомысленней, чем кидать вываренные бараньи косточки. Конечно, при этом неплохо тренируется ловкость, глазомер и мелкая моторика, но при кочевом образе жизни есть немало более полезных занятий, при которых развиваются эти навыки. Игра это очень древняя, а тратить время попусту кочевники не любили. Даже маленьких детей они старались привлечь к полезному труду. Так как же у них могла появиться такая, на первый взгляд, бессмысленная игра?

Дело в том, что изначально асыки имели сакральный смысл. В них играли только взрослые, да и то по особым случаям. Вместо бараньих и коровьих бабок использовались кости диких зверей, например лисьих или волчьих. Асыки были, скорее, гаданием. 

По тому, как ложились кости и как вообще шла игра, люди принимали важное решение.

Если кому-то сильно везло, то, значит, и духи ему благоволят в этот день и выполнение ответственной задачи лучше поручить ему. Например, самых удачливых накануне сражения лучше пустить в авангард, а самых хитрых назначить разведчиками. Кроме того, игра в асыки не лишена азарта, а следовательно, рано или поздно все игроки проявят свой характер. Кто-то покажет своё хладнокровие, а кто-то, наоборот, испортит всё нетерпеливостью и вспыльчивостью. Этакий древний психологический тест на особенности личности.

Сакральную игру в асыки не раз наблюдали дети и, как это всегда водилось, стали подражать взрослым. Вместо вольчих костей дети подбирали те, что оставались от трапезы. Так же красили их в разные цвета, откуда и пошла традиция окрашивать главный биток «сака» в красный.

Взрослые этим играм не мешали, ведь рано или поздно малыши вырастут и сядут играть в настоящие асыки, где будут решаться важные для всего рода вопросы.

Удача любит смелых

Со временем, когда кочевники стали более осёдлыми и блага цивилизации облегчили их быт, времени на игры у детей стало больше, поэтому игра упростилась, а с переходом в ислам она потеряла свой сакральный смысл. Теперь важные вопросы решались при помощи духовенства, а не тем, как кости лягут.

Тем не менее асыки сохранились и до наших дней. В аулах дети в них играли всегда, а городские мальчишки, за неимением костей, заменяли бабки пробками от одеколона или просто камушками. У этих предметов совсем другие физические параметры, поэтому и правила игры постоянно менялись.

После обретения Казахстаном независимости интерес к народным традициям, в том числе и асыкам, снова вернулся.

Если говорить о сакральных играх с костями диких животных, нельзя не вспомнить аксуек. В буквальном переводе это означает «белая косточка». Игру очень любили в казахстанских пионерлагерях, а так как СССР был огромен и дети нередко отправлялись на отдых в другие уголки страны, то в аксуек стали играть во всех республиках.

В современных правилах игры ведущий брал теннисный мячик, а за неимением его — любой другой мелкий предмет, и громко говорил:

Белая кость- счастья ключ!

Лети до луны, До белых снежных вершин!

 Находчив и счастлив тот, кто тебя в миг найдёт!

Затем ведущий закидывал предмет как можно дальше, а игроки кидались его искать. Идеальным место для игры были заросли кустарника или груды камней..Чем труднее найти «белую косточку», тем азартнее проходила игра. Но отыскать заветный предмет мало. Нужно донести его до ведущего, а остальные игроки имели право отобрать заветную «кость».

Древние амулеты из клыков диких зверей.Считалось, что если обладатель добудет талисман в бою, то удача будет просто невероятной
Древние амулеты из клыков диких зверей.Считалось, что если обладатель добудет талисман в бою, то удача будет просто невероятной

Как видно из названия, кочевники играли не мячиком, а настоящей костью. В те времена некоторые кости диких зверей считались мощными талисманами. 

Если же добытый зверь был очень редким, например, вольчим вожаком или рысью, то желающих обрести амулет становилось очень много. Тогда акскал читал заклинание (которое, кстати, не изменилось за много веков) и бросал вожделенный амулет в труднодоступное место.  Обладать им после этого мог только самый ловкий., сильный и внимательный.

А впереди я, на лихом коне!

Глиняные шарики и доски для тогызкумалака археологи находят в гуннских, сарматских и скифских захоронениях, которым не меньше полутора тысяч лет. Но тот тогызкумалак, в который, мы можем поиграть и сейчас, относительно молод. Правила для него установили в 1949 году Мухтар Ауэзов и Алибек Куанишбаев. В первоначальном варианте он не назывался тогызкумалаком, потому что камушков в нём было не всегда девять (тогызкумалак переводится как «девять шариков»). Доски для игры были тоже разные, а четких правил не существовало вообще.

Дело в том, что в прообраз тогызкумалака кочевники играли не для того, чтобы убить время. Это, скорее, было важный стратегическим совещанием перед сражением.

В фильме «Чапаев» есть легендарная сцена, где Василий Иванович объясняет на картошке ход будущего боя. Примерно так кочевники и играли в прообраз тогызкумалака, только вместо картофелин были шарики из глины, что намного удобнее. Доски же схематично повторяли рельеф местности, от этого и были разными.

Прообраз игрового поля для тогызкумалака на большом камне
Прообраз игрового поля для тогызкумалака на большом камне

Играть могли как двое, так и несколько человек. Количество шариков одного цвета определялось количеством воинов в племени. А число шариков противника было неограниченно, потому что никто не мог знать, сколько человек в резерве у неприятеля.

Взявший на себя роль полководца играл за своих, а любой желающий мог бросить ему вызов по своим правилам. Например, когда игра уже близилась к завершению, высыпать на доску горсть своих шариков и спросить, что его соперник будет делать, если враг пришлёт воинов из резерва. Это делалось для того, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов тактики боя. Ведь нельзя недооценивать врага, да и на поле сражения может случиться всякое, и самый талантливый полководец не сможет в одиночку просчитать все варианты.

Тогызкумалаку в привычном для нас виде чуть более 70-ти лет
Тогызкумалаку в привычном для нас виде чуть более 70 лет

Степная пиньята

Раз в игре люди приобретали необходимые для выживания навыки, то неудивительно, что у кочевых племен популярностью пользовались именно конные виды спорта.

Геродот утверждал, что любимым развлечением кочевников было ломать хребты лошадям, прыгая на коня с холма или дерева. Возможно, речь идёт о единичном случае, когда какой-то скиф в Причерноморье хотел показать свою удаль, да не рассчитал силы. Греки и римляне любили страшные байки о диких варварах, и Геродот не был исключением.

Где была впервые одомашнена лошадь? Ученый вновь привел доводы в пользу Казахстана

На самом же деле кочевники слишком ценили лошадей. Чтобы развлекаться таким образом, ведь самая неказистая и слабая лошадка как минимум годится на мясо, и калечить её слишком расточительно. Но в том, что все развлечения кочевников связаны с лошадьми, Геродот был прав.

Как только ребенок мог крепко стоять на ногах, его приучали крепко

держаться в седле. Хорошо способствовала этому игра по сбиванию тымака, то есть меховой шапки с шеста. Впрочем, шапку могли заменить любым предметом, например, старым казаном или горшком, устроив подобие пиньяты.

Игроку завязывали глаза, раскручивали так, чтобы закружилась голова, вручали длинную палку, и в таком состоянии участник игры должен был сесть на коня, как можно быстрее поскакать к шесту, на котором висит шапка, и сбить её на землю. Задача не из простых, ведь нужно обладать хорошим вестибулярным аппаратом, отлично чувствовать коня, уметь с закрытыми глазами ориентироваться на месте по звукам, потому что единственные ориентир — тут подбадривающее крики «болельщиков»… Ну и держать на весу тяжеленную палку не просто. А в эту игру у кочевников играли дети лет с пяти, а иногда и трёхлетние малыши.

Сейчас уже не не завязывают глаза игроку в сбивание тымака
Сейчас уже не не завязывают глаза игроку в сбивании тымака

Когда дети немного подрастали, вторым этапом боевого крещения становилась игра аударыспак. Правила её крайне просты — необходимо любой ценой скинуть соперника с коня.

Игра просуществовала и до нашего времени, только стала намного легче и безопаснее. Сейчас соперники только борются сидя верхом. Тогда же бои шли без правил. Противника можно было бить кулаком в лицо, пугать его коня, применять болевые и нечестные, по нынешним меркам, приёмы. Случалось, что один из игроков и погибал, затоптанный конскими копытами. В те времена во время аударыспака готовили не спортсменов, а воинов.

Аудыраспак служил своеобразной инициацией.Переходом мальчика в мужчину
Аударыспак служил своеобразной инициацией. Переходом мальчика в мужчину

Трус не играет в кокпар

Ещё жестче играли в кокпар. Изначально вместо козлиной туши игроки брали тушу волка, отсюда и названия (кокпар в буквальном переводе означает «синий волк») Когда охотники не могли поделить особенно красивую шкуру волка, то обьявлялось состязание.

Играли в кокпар по всей степи, а не на небольшом поле, как сейчас. Донести трофей надо было не до казана, как сейчас, а до собственной юрты. Только если туша оказалась внутри, счастливчик становился её полноправным обладателем, поэтому, кроме борьбы, погони были обычным явлением. В основном каждый играл сам за себя, но допускалось, чтобы друзья собрались в команду. Кокпар и в нынешнем, облегченном, виде требует физической силы, ловкости и выносливости, а тогда игра могла длиться часами, и допускались любые методы борьбы, вплоть до рукоприкладства. Неудивительно, что кокпар считался игрой только для настоящих мужчин. Участвовать в нём можно лишь на жеребце. Кстати, норов коня тоже играл большую роль. В игре ценились молодые и агрессивные жеребцы, которые кусали и били копытами противников.

Правила кокпара были намного жестче и случались летальные исходы
Правила кокпара были намного жестче и случались летальные исходы

Звучит жутко, но в те времена было не до сантиментов. В кокпар играли добровольно, а выжить в этой игре было всё-таки больше шансов, чем на битвах гладиаторов в Древнем Риме. Ведь холодное оружие в кокпаре применять запрещалось, хотя ударить соперника камчой негласные правила разрешали.

Нередко кокпар использовался в качестве разборок между парнями из разных аулов, а то и просто приятелями.

Раздобыть волка не всегда получалось, вот его и заменили козлиной тушей. В этом случае победитель, кроме морального удовлетворения и признание всеми его правоты, мог ещё и полакомиться трофеем, а еще лучше позвать на бешмбармак из добытого в честном бою козла бывших противников, чтобы за дастарханом пропала всякая неприязнь.

Такой метод выяснения отношений стал настолько популярен, что появился облегченный, тренировочный вариант кокпара. Именно этот вариант, облегченный и более безопасный, дошёл и до наших дней.

Скачки любви

Если в кокпар играли добровольно, причём только самые сильные мужчины, которые стремились подчеркнуть свою маскулинность, то в кыз куумай приходилось играть каждому юноше. Если, конечно, он хотел завести отношения с девушкой. Сейчас кыз куумай (погоня за девушкой), скорее, красивый обычай, своеобразный способ пофлиртовать. В древности же это был важный ритуал, без которого невозможно создать семью. Зародился он у сакских племён, а потом распространился у остальных кочевников.

В те времена спутницу жизни надо было выбирать не по общим интересам и прочим романтическим сантиментам, а из практичных соображениям. В суровых условиях кочевья категорически недопустимо, чтобы жена была сильнее мужа как морально, так и физически. От этого зависело благополучие не только семьи, но и всего племени. Много ли проку от подкаблучника, затюканного супругой, на охоте или в бою?

Игра
Игра "Кыз куумай" изначально была брачным ритуалом у сакских племен

Вот жених и должен был доказать, что в случае чего сможет приструнить строптивицу.

Начало ритуала были примерно таким же, как и сейчас. Девушка садилась на лошадь и скакала в степь, а парень, выждав определенный промежуток времени, отправлялся её догонять.

В отличие от нынешних правил девушка имела право не только убегать от джигита, но и отбиваться от него камчой, когда он ее догонит. От парня требовалось уклониться от ударов или стойко их переносить. В нынешнем варианте победитель имеет право на поцелуй. В древние времена этот ритуал был брачным, поэтому все заходило намного дальше поцелуя. Естественно, после скачек, прилива адреналина и ударов камчой на интимный лад настроиться трудно, и если у парня потом все получалось, это был очередным доказательством его мужского начала и способности к исполнению супружеских обязанностей. Так становится более логичной вторая часть состязания, когда девушка догоняет юношу и хлещет его камчой. Во-первых, если джигит не оправдает надежд девушки, то она свой гнев выместит сполна, а во-вторых, нужно быть достаточно выносливым, чтобы после бурной страсти снова прыгнуть в седло.

После игры, если все проходило гладко, парень с девушкой официально становились мужем и женой.

Почему у кочевников не было женщин для утех

Так как игра была сакральной, никому из девушек в голову не приходило поддаться парню, чтобы заполучить завидного жениха. Убегали и отбивались они на совесть, даже если парень им очень нравился, иначе не избежать гнева духов.

Со временем вопросы морали стали строже, а условия жизни проще, и к улучшению генофонда кочевники стали относиться не так придирчиво. Тем не менее игра «Догони девушку» дожила до наших времён, только стала более символичной. Супругами игроки не становятся, все ограничивается поцелуем, да камчи используются декоративные, не способные навредить человеку.

Потом кыз куумай вообще трансформировался в народный танец, где древний ритуал демонстрируется символично, и уже никто не задумывается о его сакральности.