Планы по возрождению
В советские времена в Жамбылской области сахарную свеклу возделывали на площади более 42 тысяч гектаров, урожайность доходила до 300 ц/га. Но к 2009 году посевы в хозяйствах региона составили менее 600 гектаров.
Несколько лет назад в Казахстане случился сахарный кризис. Цена на белый продукт резко поднялась. На мировых торговых биржах цена сахарного тростника резко пошла вверх. Чтобы иметь альтернативу на подобные случаи, правительство страны инициировало возрождение отрасли в рамках программы развития свекловодства – на 2008–2012 годы.
Однако с течением времени тростник снова упал в цене, а в Казахстан хлынул дешевый российский сахар. Производить свеклу стало невыгодно. Программу так и не выполнили. А сегодня о первоначальной задаче – засеять культурой около 50 тысяч гектаров – речи никто не ведет.
Субсидии есть. Результатов – нет
К примеру, по данным облсельхозуправления, в прошлом году посевы сахарной свеклы составили всего 6,1 тысячи гектаров. Но и с этими мизерными объемами область никак не справляется. Пригодными к уборке оказались только 3,9 тысячи гектаров.
– В минувшем году многие хозяйства региона получили полагающиеся государственные субсидии, а погодные условия были крайне благоприятными. Однако ожидаемого результата не последовало, – сказал Карим КОКРЕКБАЕВ на заседании областного акимата. – А ведь перед нами стоит задача по возрождению в стране отрасли свекловодства.
Действительно, если обратиться к итогам, то они неутешительны. Средняя урожайность культуры составила 160–170 центнеров с гектара. На большей части посевов в хозяйствах области показатель не превышал 140 ц/га. Некондиционным оказался и мелкий размер корнеплодов, в связи с чем сахарные заводы отказались их принимать. В итоге на переработку попало 52,8 тысячи тонн собранного урожая, что составляет 32,2 процента.
Глава региона поручил прокуратуре разобраться в данном вопросе, проверить эффективность расходования средств.
Такой урожай сахарной свеклы удается получить не каждому хозяйству
Все ясно как день?
Однако, по мнению некоторых сельхозников, в данном деле и без всяких проверок все ясно.
– Дело в том, что с некоторых пор свеклу крестьянам стали навязывать районные власти, – говорит представитель одного из крестьянских хозяйств области Нурмат АБДУАЛИЕВ. – Как правило, приходится идти навстречу просьбам. Однако зачастую выращиванием корнеплода занимаются дилетанты. Они не знают, где взять семена, какую технику купить, как вообще возделывать культуру. Потом начинают проявляться трудности с поливом, удобрениями, топливом. В итоге крестьяне бросают засеянные поля целыми гектарами.
Иногда свеклу все-таки убирают. Но ее вес и сахаристость оставляют желать лучшего. Тогда люди задаются вопросом: зачем такую везти на сахзавод в Мерке, если ее все равно не примут? А если и примут, то по цене, которая не оправдает даже транспортных расходов. Легче списать эту свеклу как неуродившуюся, скормив ее… скотине.
Вот и получается, что средняя урожайность по области остается на низком уровне.
Невыполнимое задание
Любопытно, что из госбюджета на каждый гектар посеянной свеклы выделяются субсидии в пределах 88 тысяч тенге. Но и этих денег простой крестьянин не видит. Как правило, землепользователь негласно арендует поле у владельца, который, если подсуетится и соберет справки, и получит эти субсидии. Свекловоды же порой даже не знают о выделяемых средствах!
Нурмат Абдуалиев напоминает: в программе развития области значится, что за счет расширения доли местных поставок сырья в 2015 году два сахарных завода в Таразе и селе Мерке должны были полностью перейти на переработку сахарной свеклы. Увы, задача оказалась невыполнимой, сахарный тростник по-прежнему остается основным источником производства.
По мнению крестьян, чтобы по-настоящему взяться за возрождение отрасли, требуется навести порядок в вопросах выделения субсидий, помочь крестьянам семенами, техникой и удобрениями. Иначе они продолжат мучиться с этой культурой только потому, что их попросили об этом местные власти…
Между прочим, когда-то Жамбылская область дала стране более 60 Героев Социалистического Труда из числа свекловодов. Яркий тому пример – свекловичница Дария Жантокова. Урожайность с ее участков могла переваливать за 500 центнеров с гектара.
Тараз