Лето – самое подходящее время для детского творчества. Рисование, лепка, вязание, шитье мягких игрушек, робототехника, актерское мастерство… А еще есть новомодные занятия на любой вкус и кошелек: мыловарение, создание съедобных фигурок из шоколада, кулинария, роспись футболок, сообщает медиа-портал Caravan.kz.
Именно на каникулах многие родители ищут для своего чада занятие, не связанное с обязательными школьными предметами. И это очень правильно. Каждый ребенок может реализовать себя в творчестве. А если есть какие-либо психологические проблемы или зажимы, от них можно избавиться именно благодаря творчеству – так считает художник-живописец, преподаватель ИЗО и арт-терапии алматинка Саида Родина.
— Несколько лет назад я окончила Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства по специальности «художник-живописец». Преподавать детям начала, когда училась на четвертом курсе, и сразу поняла, что занятия с детьми – это мое! Уроки приносят мне огромное удовольствие! Каждый ребенок обогащает мое видение мира, дает множество творческих подсказок, вместе с каждым из них я проживаю каждую работу, каждый рисунок. С детьми нельзя заниматься наполовину, нужно раскрываться полностью, вкладывать всю себя, все свои мысли и эмоции. Если это не так, дети очень хорошо это чувствуют. Когда приходят мои ученики, я должна становиться таким же ребенком, как они, ни в коем случае не возвышаться над ними, мы должны быть с ними на одной волне. Конечно, эмоционально я очень устаю, именно поэтому решила уйти в декретный отпуск немного раньше, так как чувствую, что уже не могу справиться с этой кипучей детской энергией (смеется).
— Какие из ваших учеников вызывают особую гордость?
— Я горжусь всеми моими учениками, потому что они все развиваются. У нас есть такое правило: не существует фразы «Я не могу». В изостудию все приходят учиться. Если что-то не получилось, мы беремся и делаем это заново. Все можно стереть или начать новую работу! Когда я уходила в декрет, всем ребятам сказала, что они очень талантливые, попросила их не бросать занятия, потому что я очень хотела бы посмотреть на их прогресс.
— Кого больше на ваших уроках – мальчиков или девочек?
— Не могу точно сказать, примерно поровну. Живописью, рисунком, лепкой увлекаются все: и девочки, и мальчики.
— Некоторые родители считают, что заниматься творчеством довольно дорого: краски, бумага, пластилин стоят недешево, а еще и за занятия приходится платить.
— В нашем городе есть разные изостудии: и платные, и бесплатные. Если родитель заинтересован, он может найти для своего ребенка бесплатные занятия. Обучение в государственной художественной школе бесплатное. Туда можно поступить, успешно сдав экзамены. Детям, которые занимаются творчеством более активно, которым очень нравится, я всегда советую поступать в более профессиональные художественные школы, так как у нас все-таки только изостудия. Поступление в художественные школы идет с пятого и седьмого класса. Мы с ребятами готовимся сдавать экзамены, и многие из них успешно поступают. После художественной школы можно пойти учиться в государственный колледж.
— Саида, чем полезны для ребенка занятия в изостудии?
— Творчество развивает оба полушария головного мозга, активно работает воображение. Мы постоянно задействуем с детьми мелкую моторику, а она в свою очередь помогает развитию речи, координации, мышления. Через рисунок ребенок самовыражается, выплескивает на бумагу свое психологическое, эмоциональное состояние. Такие занятия полезны детям с гиперактивностью. Даже врачи рекомендуют рисовать, лепить детям, пережившим какой-либо стресс, психологическую травму.
После окончания колледжа я обучалась на курсах психологии, а затем вела занятия по раннему развитию детей, работала с детьми с одного года. Все раннее развитие основано именно на творчестве. Благодаря своей работе с совсем маленькими детками и их родителями я сделала открытие в арт-терапии, создав запатентованную технику «Родители и дети». Также я занималась арт-терапией с детьми после каких-то эмоциональных травм. Ко мне приходила девочка, которая в четыре года попала в аварию. По словам мамы, она каждую ночь просыпалась в истерике, плакала, после пережитого стала очень эмоционально закрытым ребенком. Через две недели после начала творческих занятий эта девочка стала лучше спать, начала общаться с людьми, а чуть позже влилась в группу своих сверстников и ходила ко мне на занятия два года! Почти весь свой стресс она выплеснула с помощью красок на бумагу.
Есть примеры занятий и со старшими детьми. После психологической травмы у меня занималась девочка 17 лет. У нее были проблемы с речью, пальцы были «деревянные», она даже карандаш правильно держать не могла. Мы работали с пластилином, крупами, которые больше влияют на мелкую моторику, рисовали пальцами, а не кисточкой. У этой девушки стали намного мягче пальцы, она снова смогла нормально писать. Кроме этого, у нее стала восстанавливаться речь! Негатив очень хорошо выходит через творчество, и почти сразу виден положительный результат.
— Поддерживая творческие занятия ребенка, многие взрослые допускают ошибки, критикуя, давая непрошенные советы. Как не убить в ребенке желание рисовать, лепить?
— Во-первых, моя задача как педагога – заинтересовать ребенка на первом уроке, рассказать ему, что художник должен во всем видеть прекрасное. Из моего опыта могу сказать, что натюрморты любят далеко не все художники. Мы в колледже их терпеть не могли (смеется). Но на моих уроках натюрморты рисуют дети с трех лет. Если они рисуют фрукты или вазы такими, какими они видят, какими хотят, – это нормально. Пусть у этой вазы цвет будет совсем не тот, фрукт будет изображен другой – я никогда не критикую за это. Ребенок так видит, он не просто срисовывает, а фантазирует!
Бывает так, что ребенок что-то нарисовал, а родители говорят: «Это не похоже на то, что там на столе стоит…». И у юного художника сразу пропадает интерес к творчеству. У меня был такой случай: пятилетняя девочка все видела абсолютно по-своему. Если ваза коричневая, то у нее она – синяя. Мама и бабушка ее часто ругали, что нужно рисовать то, что стоит на столе. Но это большая ошибка. Художник должен передавать свой взгляд на этот мир, а не просто копировать. Надо хвалить ребенка, поощрять.
Но есть и другая крайность: надо и с похвалой не переборщить. К примеру, ко мне на занятия водили свою дочь художники. Они все время хвалили ее, даже захваливали, я бы так сказала! На занятиях эта ученица ничего не делала. Просто сидела – и все. Смотрела на всех детей свысока. Это уже перегиб в другую сторону: родители слишком захвалили ребенка. Поэтому здесь нужно соблюдать тонкую грань: не ругать, но и не хвалить чрезмерно. Нужно уметь контактировать с ребенком, чувствовать его. Но большинство родителей тех деток, которые ко мне ходят, понимают, что это творчество, и просто позволяют своим детям творить!
Ольга КОЩЕЕВА