Сага о КТК - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+25 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сага о КТК

Сага о КТК

Часть первая

  • 24 Сентября 2007
  • 2411
Фото - Caravan.kz

Кажется, основные проблемы по расширению трубы решены, но…
Вообще, вопрос расширения трубы Каспийского трубопроводного консорциума поднимался давно. Когда в 2003 году ее запустили, акционеров мало волновал прирост прокачки. Как говорится, от добра добра не ищут.
Нефть качалась, объемы шли… Но по мере того, как в Казахстане приближалась эпоха большой нефти, аппетиты акционеров росли в геометрической прогрессии.
России же повышение мощности трубы ничего, кроме головной боли, принести не могло. В силу дешевых тарифов по прокачке и высоких ставок кредитов для акционеров, консорциум практически не мог платить налоги в российскую казну. Долги перед Россией росли, а членов консорциума такое положение вещей устраивало.
Накануне в Алматы консорциум все же принял условия России, увеличив тарифы на прокачку, и довольно существенно снизим процентные ставки по кредитам. Только один маленький вопрос остался нерешенным — выпуск еврооблигаций на 5 миллиардов долларов для реструктуризации задолженности. Еще раз напомним, что долги КТК, по версии российских властей составляют сумму близкую к выпуску — около 5 миллиардов долларов.
СПРАВКА: Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) владеет нефтепроводом Тенгиз-Новороссийск общей протяженностью 1580 км, который соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. В 2006 году объем прокачки по КТК составил 31,121 млн тонн. Доли участия правительств-основателей КТК распределяются следующим образом: Россия — 24%, Казахстан — 19%, Султанат Оман — 7%. Среди частных нефтяных компаний-участников консорциума у Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Rosneft-Shell Caspian
Ventures Limited — 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Agip International (N.A.) N.V. — 2%, BG Overseas Holding Limited — 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.

Еще в середине марта текущего года министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко надеялся, что скоординированная позиция России и Казахстана позволит принять правильное решение по вопросу расширения мощности системы Каспийского трубопроводного консорциума.
В частности, он уповал на то, что «два этих процесса — снижение общей напряженности в черноморском бассейне (разгрузка проливов) и скоординированная позиция России и Казахстана как акционеров Каспийского трубопроводного консорциума, с точки зрения улучшения его экономики, позволит выйти на правильное решение, которое устроит и акционеров, и не создаст проблем для российской и казахстанской нефти».
В течение четырех последних лет Россия занимала по вопросу расширения мощностей КТК весьма жесткую позицию. Смягчение позиции наступило тогда, когда российские власти задумали и практически осуществили свой собственный проект «Бургас-Александруполис» в черноморском бассейне. Не секрет, что появление на карте нефтетранспортных схем новой ветки позволило Москве по-иному взглянуть на повышение мощностей КТК. Теперь наращивание прокачки по данной трубе выглядело вполне в духе стратегии, которую выработали в Москве.
Вместе с тем казахстанская сторона, представленная в проекте КТК нефтяной монополией «КазМунайГаз», не могла не видеть того, что повышение тарифов по прокачке, в принципе, выгодны Казахстану. Дело даже не в том, что большая часть трубы проходит по российской территории, и потому именно в российский бюджет пойдут финансовые потоки от повышения тарифов. Дело в том, что часть трубы, проходящая по территории Казахстана, подразумевает, что от повышения тарифов выиграет и Казахстан.
По наводке Минпромэнерго
Отдать госдолю в КТК в управление «Транснефти» в свое время предложило Минпромэнерго, полагая, что она будет отстаивать интересы государства эффективнее чиновников.
У России сформировались непростые отношения с частными собственниками КТК. В 1996 году акционеры подписали договор о расширении трубы до 67 миллионов тонн в год. Но Россия блокирует это решение, требуя снизить ставки по кредитам КТК с 14 процентов до 10,5 процентов и увеличить тарифы на прокачку нефти с 29 до 38 долларов за тонну. Высокие проценты по кредитам, взятым у частных акционеров КТК, приводят к убыткам и к тому, что консорциум фактически не платит налогов, жаловались тогда чиновники Минпромэнерго.
Передача пакета «Транснефти» «приведет к ситуации, которая будет воспринята как явный конфликт интересов», предупреждал ранее руководитель российского представительства Chevron Йен Макдоналд.
Но, несмотря на опасения Chevron, российские власти пошли на этот шаг. В конце апреля текущего года российский президент Владимир Путин своим указом передал государственную долю в консорциуме в доверительное управление ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Тем самым 24-процентные государственные доли ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» и ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-К» перешли «Транснефти», как говорилось в президентском указе, «в целях повышения эффективности управления», находящимися в федеральной собственности акциями.
Причем, одним из условий передачи государственной доли в доверительное управление «Транснефти» стала консолидация активов внутри трубопроводной монополии. Российские власти обязали «Транснефть» обеспечить в 5-месячный срок внесение 100% акций «Транснефтепродукта» в уставный капитал «Транснефти». И только после этого слияния трубопроводная монополия получала в управление долю РФ в КТК.
По большому счету, такое решение российских властей уже давно стало актуальным. Большинство члены консорциума, эксплуатирующие КТК, представляет частные нефтяные компании Запада. Получалось, что российские власти конфликтовали с участниками частного проекта. Это обстоятельство довольно существенно сказалось на имидже России, которую обвиняли в непонимании и попытках ставить палки в колеса частной инициативе. Поэтому не случайно еще до передачи в доверительное управление государственной доли РФ в проекте тогда еще президент «Транснефти» Семен Вайншток сказал: «Если будет принято положительное решение по этому вопросу, то это будет билет на войну с акционерами КТК».
Сомнения сомнениям рознь
Надо сразу признаться, что «Транснефть» довольно активно включилась в проблему и, как оказались правы в Минпромэнерго РФ, стали более эффективно управлять госдолей России в КТК.
Весной нынешнего года вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев без обиняков заявил, «представление о нашей конкуренции ложное: мы поставляем в южном направлении российскую, а КТК — казахстанскую нефть».
Если проанализировать высказывание, то можно заметить один существенный нюанс. «Транснефть» воспринимает КТК как коммерческий проект. Его волнует в нем лишь экономическая целесообразность и экономическая выгода. В отличие от госчиновников, которые ранее вопрос по расширению КТК слишком сильно увязывали с политическими мотивами.
Именно эта увязка перекрывала кислород казахстанской нефти, транспортируемой по КТК. Чиновники, по всей видимости, исходили из постулата: сам не съем и другим не дам. Позиция «Транснефти» намного практичнее и понятнее. Причем, она понятна не только для России и ее интересов, она, что очень важно, понятна для членов консорциума.
Сразу после передачи госдоли в проекте «Транснефти» было довольно много пессимистических прогнозов. Один из них озвучил аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. В частности, он заметил, что «Транснефть» вряд ли поможет России разрешить конфликт с акционерами КТК. Добавив, «медлить с расширением КТК нельзя, у Казахстана много возможностей для перераспределения экспортных потоков, а нефть КТК будет необходима для заполнения трубы Бургас-Александруполис. Контроль в этом проекте принадлежит России».

Продолжение следует

Фото с сайта http://finance.rol.ru