Не так давно измученные дефицитом питьевой воды жители села Якорь в Северо-Казахстанской области придумали разные способы обратить внимание властей на свою беду. Сначала они попросили подключиться Баян Алагузову, теперь – жителей разных стран, сообщал Экспресс К.
Проблемы с подачей воды в селе, расположенном всего в нескольких километрах от Петропавловска, существуют уже не первый год. Центральный водопровод здесь имеется, но воду в дома подают строго по часам, да еще и очень слабым напором. До некоторых улиц она практически не доходит.
В местном акимате разводят руками: разводящие сети построены еще в 70-х годах прошлого века. Если дать напор сильнее, пойдут порывы, тогда воды в Якоре вообще не будет. Трубы обещают заменить, но конкретные сроки неясны.
Воодушевленные примерами, когда медийные персоны помогали населению решить насущные проблемы, сельчане попросили подключиться Баян Алагузову.
"Две тысячи человек, проживающих в Якоре, уже пять лет живут без воды, — сказала она в своем видеообращении к акиму СКО Кумару Аксакалову, выложенном в Instagram. — Пять лет! Люди пишут письма и получают лишь один ответ: "Трубы старые — нужно менять". Я очень обеспокоена этой проблемой. Деньги на ее решение были выделены не раз, поэтому прошу расследовать, куда они "утекают".
Увидели ли это обращение глава региона и другие "надлежащие органы", неизвестно. Но вода в Якоре так и не появилась, как нет и никаких обнадеживающих новостей. Поэтому сельчане придумали еще один креативный ход: запустили оригинальный челлендж, участники которого на разных языках просят решить проблему с водой в Якоре.
Пока записаны обращения от жителей Турции, Австралии, Китая, Филиппин, Польши и Туркменистана.
"Не знаем, на каком языке обратиться в акимат и когда будет вода. Может, нас так услышат?" — написали жители Якоря.
В соцсетях комментаторы одобрили затею земляков, но считают, что их все равно не услышат или скажут, что "не поняли".
Ранее был не менее резонансный эпизод: жители Степногорска обратились к своему звездному земляку Нурлану Сабурову, чтобы он помог не дать чиновникам устроить экологическую катастрофу в городе. Вслед за Сабуровым свое участие выказал другой известный казахстанец — рэпер Скриптонит, который призвал власти своего родного Павлодара остановить стройку заводов. А в марте 2021 года известный на весь мир казахстанский исполнитель Димаш Кудайберген пожертвовал 500 тысяч долларов в систему здравоохранения Казахстана.
О чем говорят подобные примеры? На наш взгляд, о том, что в Казахстане формируется своеобразная тенденция, когда население больше доверяет человеку из мира творчества, с громким именем, признанием и аудиторией, чем тем, кто априори должен прислушиваться к голосу населения, — властям. Собеседником корреспондента медиа-портала Caravan.kz в этой теме выступил независимый эксперт, политолог и журналист Амир Смагулов, который поддержал мнение, что такая тенденция и вправду есть, оценил масштабы пропасти между народом и властью и высказал свое видение того, каким образом эту пропасть можно сократить.
— Картина действительно вырисовывается довольно печальная. И дело даже не в том, к кому обращаются жители – к комику, певцу или артисту… Нужно спросить самого себя: почему так происходит? Почему люди, оказавшись в положении безысходности, ищут поддержки у именитых соотечественников, а не у властей? Почему, собственно, они и оказались в таком положении безысходности?
Все описанные вами инциденты действительно мало вписываются в концепцию "слышащего государства", что не может не тревожить.
Зачастую акимами становятся люди с достаточно серьезным бэкграундом, то есть люди с определенным наработанным опытом, прекрасно осведомленные о политическом закулисье Казахстана и знающие все тонкости и нюансы своего, так скажем, ремесла. Но также зачастую мы видим, что эти же самые люди просто-напросто не могут, не умеют или же не хотят работать с населением.
И все это в очередной раз подтверждает, что далеко не все акиматы действительно слышат население, и не везде это приносит реальную пользу.
Можно долго рассуждать о том, что в командах руководителей городов и регионов сейчас нет хороших кадров, которые могли бы обеспечить оперативный и положительный прорыв. Да, многие управленцы способны решать местечковые проблемы, но все же системные недостатки, по моему мнению, остаются прежними. И все, на мой взгляд, сводится к тому, что государству нужен новый общественный договор между властью и обществом. Граждане будут готовы демонстрировать лояльность и доверие к системе лишь в том случае, если система покажет свою эффективность. Этого, на мой взгляд, к сожалению, пока не произошло. Нужен новый договор, основанный на реальных политических реформах, которые будут работать по уму и на деле, а не на словах или в слепленных наспех отчетах.
Главное – не быть хорошим, а казаться. Возможно, именно такой несложный принцип лицемерства давно взят на вооружение некоторыми людьми. Утверждать, кто прав, а кто нет, – дело вышестоящего начальства, но факт того, что в современном Казахстане пропасть между населением и рядом акиматов есть, причем довольно большая, – это горькая правда, а скорее факт, — резюмировал Смагулов.