Как и многие “артишоковские” спектакли, “Ангел с усами” вылился в долгострой. Говорили о нем давно – то на уровне слухов, то с полной уверенностью в вот-вот начинающейся работе – однако увидели только сейчас. Идею поработать вместе “артишокам” подкинула Марина Азизян – театральный и кинохудожник с именем, работавшая на “Ленфильме” (в частности, над многими картинами Надежды Кошеверовой), в Большом, Александринке и многих других знаковых театрах России и не только России.
Азизян хорошо знакома с Гуэррой, который, узнав, что по его вещам собираются ставить спектакль аж в Казахстане, загорелся идеей написать специальные тексты для “АРТиШОКа”. Так получился спектакль “по мотивам”.
К живущему в уединении крестьянину спускается ангел. Настоящий. С усами. По лестнице. Ангел очень странно говорит и не менее странно рассуждает. Впрочем, чего еще ждать от ангела, который снимает со спины крылья и кладет их на трубы, а потом начинает уверять, что даже у птичьих чучел есть души? Крестьянин и ангел проводят вместе несколько дней, и за это время каждый поймет и откроет для себя что-то новое – чего он раньше не знал и над чем раньше даже не задумывался.
“АРТиШОК”, и так склонный к экспериментам, превосходит сам себя. Все последние спектакли театра не только могут показаться, мягко говоря, странными неподготовленному зрителю, но и обозначили тенденцию в сторону “утяжеления” репертуара и сотрудничества со сторонними авторами – сначала с Михаилом Дурненковым (“Легкие люди”), а теперь с Гуэррой.
Еще больше стало экспериментов с площадкой. Если в “Легких людях” зрителей сажали углом, отводя под действие часть сцены, фойе, стойку бара и даже небезызвестную скрипучую лестницу, то для “Ангела с усами” “артишоки” развернули привычную расстановку на 180 градусов. Получился необычный ракурс.
Что касается “утяжеления”, то “Ангел с усами”, как и “Легкие люди”, – спектакль непростой. Хоть и длится меньше полутора часов. Практически нет фирменного “артишоковского” драйва и ироничного юмора. И еще одна особенность: “Ангел с усами” – не из тех спектаклей, ВО ВРЕМЯ которых получаешь удовольствие – накатывает ПОСЛЕ, а непосредственно при просмотре чувствуешь себя скорее резервуаром, заполняемым образами и мыслями. Главное – ничего не растерять по дороге из зала.
Дмитрий МОСТОВОЙ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)