С толстой сумкой на ремне - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+16 °C
Алматы
2024 Год
1 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
С толстой сумкой на ремне

С толстой сумкой на ремне

Рановато превращать почтальонов в представителей исчезающих профессий. Люди писали и пишут письма, несмотря на технический прогресс. Так считает алматинский почтальон с двадцатилетним стажем Галина Еременко.

  • 13 Октября 2011
  • 2029
Фото - Caravan.kz

Ее рабочий день начинается в семь утра в стужу, слякоть, дождь. Вес разовой корреспонденции, которую несет Галина Леонидовна, составляет не меньше десяти килограммов…

Труд почтальона нужный, трудный и очень ответственный. Тайна содержимого любого конверта строго охраняется законом. Почтальон не вправе оставить свою сумку, например, на подоконнике или лестничной площадке, категорически запрещается сумку с корреспонденцией передавать кому-нибудь или попросить за ней присмотреть. Бисара Баймухаметова – руководитель Музея почты РК, который находится на Алматинском почтамте, рассказала, что еще Петр I издал указ о защите корреспонденции от праздного любопытства. В указе говорилось: «Велеть… отнюдь ничьей грамотки не распечатывать, чтоб всяк, заплатя достойную плату, был обнадежен…» Любопытный факт: слово «почтальон» стало использоваться в почтовом деле с 1716 года; ранее служащие, доставлявшие почту, назывались почтарями. При этом в зависимости от вида разносимой почты таких работников могли называть по-разному: иногороднюю почту доставляли почтальоны, а городские письма — письмоносцы. Кстати, в городе Верном письма доставляли письмоносцы. Здание первой почтовой конторы располагалось в районе Зеленого базара, и, как рассказала Бисара Баймухаметова, нужно было потратить несколько часов, чтобы вложить в единственное окошко письмо, а затем столько же отстоять, чтобы приобрести марку для пересылки. В настоящее время механизированная выемка корреспонденции из почтовых ящиков придумана так, чтобы уберечь их содержимое от любопытных взглядов.

Рабочий день почтальона Галины Еременко, работающей на седьмом участке Алматинского почтамта (это район в основном с многоэтажной застройкой), начинается в 7 часов утра. Сначала она получает почту: газеты и журналы, упакованные в пачки. Галина Леонидовна говорит, что люди стали больше читать периодику: и журналы, и газеты. У нее около 15 минут уходит на фальцовку. Это когда газету сгибают пополам. Потом она занимается сортировкой прессы. И вперед, на участок. На обход в среднем уходит около 3 часов, за это время надо пройти свой участок, а это 60–70 домов. За день Галина Леонидовна проходит больше десяти километров. А вот письма привозят в специальных ящиках. За прошлый месяц наша героиня разнесла более 80 тысяч обычных писем. Доставляется почта в любую погоду, при температуре не ниже 35 градусов. Галина Еременко совсем не жалеет, что пошла в почтальоны. Ей нравится запах сургуча и газет. Коллектив дружный. А еще нравится общение с людьми. Участок стал ей родным. Ее голос узнают. Однажды, когда она ушла в отпуск, на ее участке пенсионеры не открыли двери другому почтальону, который заменял Галину Леонидовну. Пенсионеры решили, что лучше подождут ее возвращения из отпуска и потом получат свое заказное письмо. Встретят у подъезда бабулечки Галину Леонидовну, обязательно спросят: «Ну, как ваши дела?» – и пойдет разговор. Часто Галина Еременко заменяет психолога для пожилых своих клиентов: ей доверяют, ее ждут, у нее даже спрашивают совета.
Заработная плата у наших почтальонов небольшая, но стабильная. Есть и доплаты, премиальные. Работают в основном женщины. «Мужчины не выдерживают, уходят, хотя слово «почтальон» мужского рода!» – говорит начальник участка доставки и перевозки Алматинского почтамта Галина Малыгина. К слову, в почтовой отрасли она работает с 1976 года, прошла путь от почтальона до начальника участка. Хотя работа не из легких, те, кто начинают разносить почту, как правило, задерживаются здесь надолго. Как задержалась в этой профессии ныне пенсионерка, ветеран труда Ольга Ахметчина. Она юной девочкой в годы Великой Отечественной войны разносила весточки с фронта. Тогда письмо и конверт были одним целым. Потом их назвали треугольничками. Их ждали в каждой советской семье. Иногда треугольнички прошивали нитками или склеивали, чем придется. «Радостных писем было немного. А какими радостными были люди, дождавшиеся пусть небольшого письма с фронта. Письма читали всем домом, иногда и улицей. Ведь тогда алматинские улицы были совсем другие. Было много похоронок – это небольшое официальное письмо, где было указано, кто погиб, где и какого числа. Пожилая казашка, жившая в нашем доме, называла похоронки «черной бумагой», когда я подходила к дому, она меня спрашивала: какую бумагу ты несешь?» – рассказывает Ольга Ивановна.
Военные треугольнички легли в основу книги «Письма и судьбы» другой пенсионерки, алматинки, ветерана труда Розы Кунировой. Она не относит себя ни к великим коллекционерам, ни к выдающимся собирателям. Однако ее коллекции фронтовых писем может позавидовать любой филателист, да и серьезный военный историк. За годы упорного труда скопила энтузиастка столько писем, что издала книгу. Ей хотелось поделиться с людьми частичкой истории, запечатленной на пожелтевших листочках. Собирать письма оказалось крайне непросто: семейные архивы были недоступны, как крепости. Никто не хотел даже на время с ними расставаться. За годы Великой Отечественной войны таких писем по всему Советскому Союзу было написано и доставлено на фронт и в тыл около шести миллиардов. Писем на фронт сохранилось намного меньше, чем с фронта, и понятно почему. В начале войны, раскидавшей по стране десятки миллионов людей, почта работала на исходе сил. Письма шли месяцами. Случалось, что письма с фронта, случайно не проверенные цензурой, доходили до Москвы и опять возвращались цензорам. Бумаги не хватало, люди писали даже на листках из книг и судебных дел, на оберточной бумаге и обоях. После ряда безрезультатных реорганизаций в 1943 году вышел приказ Совнаркома: более трех часов письмо на станции лежать не должно, с виновными разбирались по законам военного времени. И к середине войны почтовая связь заработала как часы. Об этом рассказала нам руководитель Музея почты Бисара Баймухаметова. Интересно, что в 1941 году конверты стали использовать как агитацию. На них появились портреты Суворова, Кутузова, Невского, плакаты, лозунги, стихи – все, что прямо или косвенно воодушевляло людей к победе. Еще интересней читать на таких конвертах, если можно так сказать, рекламу, например, на одном из писем, хранящихся в Музее почты, написано: «Посылайте простые письма без марок! Советская почта пересылает письма даром!» Кстати, сборник фронтовых писем «Письма и судьбы» Розы Кунировой занимает почтенное место в Музее почты РК. Пишут письма и сейчас. Это показала Международная неделя письма и творческие конкурсы эпистолярного жанра, которые проходят в эти дни во всех почтовых отделениях республики. Неудивительно, казахстанцы продолжают слать поздравительные открытки ко всем праздникам.
«На День независимости писем будет много. Много будет открыток, да и заказных писем будет предостаточно. Это когда первые годы Интернет появился, писать люди меньше стали. А теперь все опять по-прежнему. Приятнее ведь живую, бумажную открытку по почте получить, чем поздравление по Интернету!» – говорит почтальон Галина Еременко. Единственное, о чем Галина Леонидовна попросила нас, чтобы мы написали в газете: надо заранее позаботиться о поздравительных открытках и письмах. 16 декабря лучший почтальон Алматинского почтамта Галина Еременко будет разносить письма и открытки до трех часов дня. Алматинцы должны вовремя получить поздравительные открытки с главным праздником страны – Днем независимости.

Источник: Мира Мустафина, «Литер», Алматы