В течение нескольких месяцев они принимали звонки по "горячей линии" и смогли подсчитать, какие суммы в фонд школы и класса сдают родители, и на что расходуются эти деньги, сообщает 31 канал.
Эти данные активисты озвучили чиновникам и директорам учебных заведений.
Поборы, сборы, добровольные взносы — их можно называть по-разному, но цель одна — материальная поддержка школы. Хотя все эти действия считаются незаконными, практически каждая школа применяет их на практике. Чтобы выяснить размеры и масштабы этого явления, общественники организовали телефон доверия: только за два месяца со всех уголков республики позвонили 352 человека.
"Все они подтверждают факт наличия поборов. Начиная от оформления классов там, ремонтными работами. В среднем, мы посчитали: на все нужды на ребенка тратится 450 долларов. Если сегодня в школах обучается больше 2,5 миллионов детей, и каждый родитель выплачивает такую сумму, можно ли считать в Казахстане нашу систему образования бесплатной?" — говорит председатель ОЮЛ "Союз кризисных центров Казахстана" Зульфия Байсакова.
Если верить этим цифрам, получается, что ежегодно с родителей собирают больше миллиарда долларов. Это почти в четыре раза больше суммы, заложенной в бюджете 2015 года на образование в Алматы. Сюда входят и фонды школы и класса. Если в первом случае сбор средств идет дважды в год от 10 тысяч до 15 тысяч тенге, то в классный фонд собирают ежемесячно до 5 тысяч, говорят общественники.
Деньги нужны на ремонт школы, доплату учителям, техничкам и охранникам, содержание медиатеки, канцелярские принадлежности и оформление классных стендов. Но и это еще не полный список.
На слушания пришли и сотрудники Управления образования Алматы. Они в который раз заявили, что подобные сборы незаконны.
"Да, есть проблема сборов или поборов, как мы называем. Это все коррупционной считается. Поэтому мы неоднократно выходим и говорим, уважаемые руководители школ, потерять свою репутацию можно за одну секунду, поэтому думайте, прежде чем принимать какие-либо решения по сбору денег. Если нет финансирования именно вот в этом направлении, значит, не надо, может быть, этим вопросом заниматься", — прокомментировала заместитель руководителя Управления образования города Алматы Гульбану Амиртаева.
Тогда возникает вопрос: сможет ли школа без посторонней поддержки нормально работать?
"Я могу однозначно сказать, что сегодня школа без помощи со стороны существовать в нормальном режиме не может. Потому что финансирование идет не в полном объеме. Потому что на многие статьи, которые необходимы школе, деньги не выделяются государством", — говорит директор школы
Получается, что пока школы будут недофинансированы, бороться с поборами бесполезно. Ведь латать дыры в бюджете каждому директору придется самостоятельно. А родители, как правило, все понимают и большинство предпочитают платить.