Четвертый сезон проекта “Концерты на Родине” должен был поразить широтой размаха. В этом году фестиваль проводился в двух городах страны – вместе с Алматы прикоснуться к прекрасному смогла и Астана. Шестнадцать участников форума, все родом из Казахстана, приехавшие на родину с разных концов мира, представили очень убедительную аргументацию того, что наши соотечественники ценят классическое искусство и умеют с ним обращаться.
Люди, шедшие на первый день фестиваля, не знали, чего же им сегодня ожидать, поскольку предварительной информации, кто из артистов и когда выступает, не было. Ознакомившись с программками уже на концерте, можно было выяснить, что организаторы поделили два вечера по следующим принципам. В первый день выступали инструменталисты, игравшие, как правило, произведения крупной формы. Второй же вечер был поделен между танцорами и вокалистами, исполнявшими известные широкой публике номера.
Другим трендом “Концертов на Родине” этого сезона стали самые разные дуэты. Открыл программу Концертный дуэт для скрипки и контрабаса Джованни Боттезини. Этот итальянский музыкант в XVIII веке своим творчеством всячески старался укрепить контрабас в роли солирующего инструмента. И одним из самых значительных произведений стал этот Концертный дуэт со скрипкой. На фестивальной сцене его представили скрипач Бахыт Бижанов (Австрия) и контрабасист Батырхан Хасенов (Россия). Бахыт оканчивает магистратуру в Венском университете музыки, преподает в школе и играет в оркестре прославленной Венской национальной оперы. Он, безусловно, талантливый скрипач с большим запасом мастерства и звука, но здесь он будто несерьезно отнесся к разучиванию пассажей. Батырхан после Астанинской академии музыки продолжил обучение в Московской консерватории. Сейчас он сотрудничает со множеством российских коллективов и является, пожалуй, самым видным молодым представителем казахстанской контрабасовой школы.
Как и ожидалось, приятным сюрпризом стало участие в фестивале ныне американской скрипачки Раушан Ахмедьяровой. Исполненный ею в дуэте с Жибек Кожахметовой (Швейцария) Концерт Мендельсона для скрипки и фортепиано с оркестром хоть и сразил своей длительностью явно неискушенную публику фестиваля, но стал самым ярким событием этого вечера.
Появившийся на сцене и во втором отделении скрипач Бахыт Бижанов на этот раз показал себя с куда лучшей стороны в Концерте для скрипки и виолончели, который он играл вместе с Ляззат Абдуллиной-Франк из Франции.
Апофеозом программы стало премьерное исполнение Государственным симфоническим оркестром сочинения известного казахстанского композитора Адиля Бестыбаева, живущего в Канаде. По словам автора, его “Жертвоприношение Тенгри” является симфонической версией памятника тюркской словесности Codex Cumanicus. Получился неоднозначный опус, изобилующий не столько ярко выраженными мелодическими темами, сколько звуковыми эффектами, которые обрушиваются на слушателя с мощью симфонического оркестра и органа в придачу.
Все фестивальные дни солистов поддерживал Государственный симфонический оркестр, руководимый молодым дирижером Нуржаном Байбусиновым. Начав карьеру в алматинском Театре оперы и балета имени Абая, позже он стажировался в Италии. Сейчас Нуржан сотрудничает с Татарским театром оперы и балета имени Джалиля и регулярно участвует в его европейских турне. В адрес маэстро, вынесшего на своих плечах двухдневную программу столь значительного фестиваля, – отдельные комплименты.
Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)