С любовью к ближнему и дальнему - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+11 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
С любовью к ближнему и дальнему

С любовью к ближнему и дальнему

Завтра - первый день работы съезда мировых и традиционно-национальных религий, для участия в котором в Астану прибыли 18 делегаций самых разных конфессий.

  • 22 Сентября 2003
  • 1379
Фото - Caravan.kz

Идея подобного международного форума принадлежит Казахстану, где действует около 2,5 тысячи религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий.
Именно наша страна, по мнению видных зарубежных религиозных деятелей, является примером для многих других: здесь мирно уживаются ислам и христианство, лютеранство, иудаизм и многие другие вероисповедания.
Основная тема съезда — объединение усилий религий для мирного решения конфликтов. Ведь, как известно, многие современные преступления против человечества имеют религиозную окраску, и террористы-камикадзе истово верят, взрывая себя и ни в чем не повинных людей, что творят благо и за это им воздастся райскими кущами. Мировое сообщество, столкнувшись с проявлениями религиозного экстремизма, оказалось не готово к борьбе с ним, поэтому, считают организаторы встречи, свое веское слово в решении острейших проблем планеты должна сказать религия.
Ни одна религия изначально не предполагает насилия и агрессии, конфликты возникают лишь тогда, когда в дело вмешивается политиканство, и религиозными лозунгами прикрываются отнюдь не мирные поступки.
К примеру, антисемитизм, имеющий древние религиозные корни, или международный терроризм, который очень удобно рядить в одежды ислама. Меж тем далеко не всегда, как свидетельствует история, конфессии ладили друг с другом. В борьбе за человеческие души они порой резко расходились идеологически. Но сегодня пришла пора, когда балансирующий на грани войны мир может спасти только диалог цивилизаций. Здравомыслящие политики и представители бога это понимают, как и то, что не может угроза быть только «исламской» или «еврейской». Международный терроризм — понятие куда более широкое и сложное, и запретами какого-либо вероисповедания, о чем все чаще говорят, некоторые политики, ситуацию не исправить и стабильности не достичь: человеку невозможно приказать верить или не верить. К тому же во все времена, гонимая церковь, наоборот, становилась более популярной, приобретая образ страдающей за веру.
На прошедшем недавно международном семинаре «Религия. Безопасность и стабильность в Центрально-Азиатском регионе» отмечалось, что из общего числа верующих казахстанцев мусульмане составляют 65 процентов, православные — 30 процентов, католики — 4, протестанты — менее 1 процента и другие — менее 0,01. На территории страны действуют 240 миссионеров. Кстати, в 60 странах мира въезд иностранных миссионеров частично ограничен или запрещен вовсе. К нам пока носители откровений попадают свободно, да и чувствуют себя довольно уверенно — не каждый же день проводятся проверки направления их хлопотливой деятельности. «Анализ всех фактов правонарушений в сфере религиозных отношений свидетельствует, что большинство из них стали возможными вследствие несовершенства законодательства, регулирующего деятельность религиозных объединений», — считают эксперты Международного совета миссий.
Отношения государства и религии всегда были делом непростым. Попытки законодательно оградить общество от, скажем, крайнего фундаментализма в исламе обречены на провал, поскольку, повторюсь, запретительные меры действуют на общество раздражающе и приводят лишь к созданию у его представителей имиджа страстотерпцев. А сегодня ученые отмечают возросшую восприимчивость жителей Казахстана к религиозному воздействию. Главная причина — отсутствие объединяющей людей государственной идеологии. По данным опроса Ассоциации социологов и политологов РК, 39 процентов молодых казахстанцев в возрасте от 14 до 29 лет — приверженцы ислама, 26 верят в Христа, 0,2 процента ходят в синагогу, а 0,5 — буддисты. 27,5 процента не исповедуют никакой религии. А ведь есть еще бахаи, адвентисты, баптисты, кришнаиты — все эти более «экзотические» конфессии социологи объединили разделом «другие» и обнаружили, что их предпочитают 3,4 процента отпрошенных.
Социологи озабочены тенденциями среди подрастающего поколения, которому теоретически, как никогда, предоставлена свобода вероисповедания. С одной стороны, эта свобода — один из главных принципов демократичного и цивилизованного общества. Любой его гражданин имеет право на собственное мнение и свободу выбора веры. С другой стороны, это отнюдь не означает полной вседозволенности и отсутствия контроля со стороны государства и общества. Ведь под маркой благочестия и патриотизма могут появляться (и появляются) псевдорелигиозные организации, преследующие свои, возможно, вовсе не мирные цели, формирующие тоталитарное мировоззрение, стремящиеся насильственно управлять психикой и поведением, особенно молодежи.
Различные миссионеры и организаторы сект именно в неокрепших мозгах видят отличную нишу для своей деятельности. Правоохранительные органы Казахстана регулярно задерживают иностранных граждан, пропагандирующих религиозный экстремизм. Некоторые из них привлекаются к административной ответственности, других выдворяют за пределы республики. В прошлом году у нас выявлено 753 незарегистрированных религиозных объединения. Кто-то не видит в таком факте ничего опасного — ну, не заявили проповедники о себе вовремя, дело-то мирное, к чему такой формализм разводить. Доверчивые граждане просто не знают, к чему могут привести простые слова и обыкновенные, на первый взгляд, книги. Пресловутый «Хизб ут тахрир» — яркий тому пример. В нынешних условиях растущего терроризма государство просто не может благодушничать, если хочет сохранить стабильность в стране. «Религия, как основной компонент духовной жизни, не может оставаться в стороне от общественно-политической жизни, — говорит верховный муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали, — Ислам много делает в Казахстане для укрепления межнационального согласия.
Мы призываем людей к миролюбию и веротерпимости и убеждены, что ислам не должен использоваться в чуждых ему политических целях. В нашей республике ислам никогда не был и не будет источником межнациональной розни. Он всегда призывал народы к взаимопониманию, согласию и добрососедству. За годы независимости в стране многое сделано для сохранения и приумножения духовной культуры. Духовное управление мусульман будет и впредь уделять самое серьезное внимание этой важной проблеме». «Сегодня — сложное время, когда мир потрясают войны, теракты. Всему происходящему стремятся придать религиозную окраску, к сожалению, — подчеркивает митрополит Алматинский и Астанайский, глава Митрополитчьего округа в Казахстане. — Сегодня религия стала как бы разменной монетой, когда все можно свалить на религиозные мотивы. Но вера в Бога — это то святое, что должно созидать души людей, исходить из сердечной глубины».
Священнослужители наших двух основных конфессий мыслят одинаково и уверены, что главное — взвешенный диалог. Но если в первые годы суверенитета по инерции главенствовали только две силы — Русская православная церковь и Духовное управление мусульман, которые ухитрялись ладить с советской властью, то вскоре о своих богах все громче заговорили и другие. Теперь уже никого не удивляет, что открываются уйгурские, дунганские, ингушские мечети. Но здесь встает проблема их мирного сосуществования — ведь любое обострение межконфессиональных отношений, как искра, спровоцирует межнациональный конфликт. Поэтому государство должно очень тонко поддерживать согласие между конфессиями — ибо это есть одна из главных гарантий стабильности в стране. Какой должна быть государственная политика в отношении религии, чтобы и истинно верующих не ущемить, и развитие экстремизма пресекать в корне — вопрос чрезвычайной сложности. Достижение взаимопонимания между различными конфессиями во все времена было непростой задачей. Очевидно, что в Казахстане необходим систематический мониторинг религиозной ситуации, которая, по мнению специалистов, сложна и многообразна.