В ЮКО с прошлого года началось строительство Коксарайского водохранилища, вернее контррегулятора, на реке Сырдарья. Напомним, что он создается для решения ирригационных проблем региона, (постоянных зимних наводнений и летнего дефицита воды в Нарын-Сырдарьинском гидробассейне).
По проекту, в зимнее время — период избыточных вод в реке Сырдарья, контррегулятор будет наполняться, аккумулируя излишки воды и ликвидируя опасность наводнений в Кзылординской и Южно-Казахстанской областях. В летнее же время вода из контррегулятора будет забираться для полива орошаемых прилегающих земель, и зеркало водохранилища осушается практически до дна.
В свое время, когда о необходимости строительства Коксарая говорил сам Президент, из этой стройки решено было организовать почти идеальное мероприятие, показательное во всех отношениях. Технико-экономическое обоснование проекта, подготовленное по всем правилам науки, удовлетворяло самых взыскательных экспертов, и предусматривало всевозможные направления. Благо, и средства выделялись немалые! Только по предварительным расчетам вся стройка тянула примерно на 50 млрд. тенге, и, по очень уверенным слухам, бюджет при необходимости вполне мог быть еще увеличен в полтора-два раза. Так что все многочисленные и сопричастные ведомства получали в проекте значительную заинтересованность.
Стройка века начиналась в 2008 году очень активно, но тут пришел год 2009. И в Казахстан пришел общемировой кризис. В связи с этим много чего произошло, в основном неприятного. И в теме Коксарая тоже: правительство начало резко урезать бюджеты на все программы. Попал под «оптимизацию» и проект Коксарайского контррегулятора. Хотя принципиально было заявлено, что откладывать стройку мы не будем и построим его даже в кратчайшие сроки. При этом Коксарай в общем-то так и остается для ЮКО своеобразной стройкой если не века, то по крайней мере ближайшей пятилетки. Но проект, как уже сказано, значительно «похудел». Пока за строку основной сметы вынесены ранее планировавшиеся затраты на возмещение ущерба сельскохозяйственным и лесохозяйственным угодьям, попадающим в зону затопления, а также расходы на сохранение историко-археологических памятников зоны затопления. И последнее стало сейчас эпицентром одного из главных скандалов ЮКО.
Когда выбрали место для Коксарая, археологи провели предварительную разведку и обнаружили 11 памятников древней культуры — могильники, курганы и древнее городище Тахырколь (благо, эти работы опять-таки были предусмотрены по смете 2008 года). А, обнаружив эти объекты, историки оформили документы о необходимости сохранения (переноса) их из зоны затопления, для дальнейшего изучения. И свои расходы они внесли в ту прежнюю смету. Набралось работ на без малого 1,5 миллиарда тенге. В 2008 году эту смету легко утвердили, и за безопасность памятников можно было не беспокоиться. Но в этом году, весь бюджет археологам срезали под ноль. Справедливому возмущению ученых не было предела. В конечном итоге имеется закон о сохранении памятников истории и культуры, никто еще не отменял президентскую программу «культурное наследие», да и международные нормы также требуют от государств заботиться об общемировом археологическом наследии. В общем, генеральный заказчик проекта — Агентство по чрезвычайным ситуациям, было поставлено перед фактом: либо все-таки изыскивать средства на сохранность памятников, либо на него могут подать в суд за нарушение закона о памятниках сразу несколько исторических институтов, академий, а также департамент культуры акимата ЮКО!
Под натиском ученой общественности ЧСники таки заложили в бюджет еще около полумиллиарда так называемых компенсационных средств. Однако на них они планируют провести строительство мостов, дорог, а для сохранения могильников и древних руин возвести вокруг этих объектов дамбы. Создав своеобразные острова- заповедники, где археологи смогут дожидаться более лучших финансовых времен для своих раскопок.
Археологи этим решением недовольны еще больше, и как профессиональные строители доказывают, что дамба не спасет от вредоносного затопления покоящиеся под землей артефакты. Да и строительство дамб — это лишь трата денег. Так как в связи с сезонностью действия регулятора (зимой — полный, летом — пустой), дамба будет постоянно разрушаться. И ее придется ежегодно обновлять, что в конечном итоге обойдется бюджету в еще большую сумму. Археологи предлагают потратить все деньги на срочные раскопки и изучения в зоне планируемого затопления, пока это еще возможно. Ученые не сомневаются, что исследования позволят пролить свет на многие тайны и загадки древних номадов, сохранить уникальное доарабское городище Тахырколь, имевшее собственную гавань на реке Сырдарьи. В общем, внести очень значимый вклад в изучение древней истории Казахстана.
Аргументы правильные и полностью соответствуют закону о сохранении памятников.
Но есть и иное мнение.
Как считают некотрые, дело вовсе не в исторической значимости объектов, попадающих в зону затопления. Подобных курганов, могильников, городищ, в долине Сырдарьи столько, что археологам на тысячу лет хватит. Да только подавляющее большинство этих памятников наверняка никогда не будут изучены — никакого бюджета не хватит. Просто археологи здесь скорее блюдут свой финансовый интерес. Еще бы, в самом начале им обещали дать аж 1,5 миллиарда на раскопки затерянных в степи могильников. А теперь вроде как дают 500 миллионов, но даже не археологам, а строителям — огораживающие дамбы возводить. Заметим, что независимых экспертов, способных оценить, что для матушки современной истории более ценно — исследования курганов или экономия бюджета, в природе пока не существует. Это под силу разве что судебному разбирательству. Но вообще на всю программу «Культурного наследия» в этом году в Южно-Казахстанской области из местного бюджета выделено… ноль тенге. Из-за дефицита бюджета заморожены исследования в древнем Отыраре, Туркестане, Сауране, городище Шымкент и т.д. и т.п. Но здесь закон не нарушен, и археологи вряд ли смогут добиться каких-либо изменений. Так что им сейчас как никогда нужно доказать, что именно объекты в зоне затопления Коксарая являются если не главными, то очень значительными историческими памятниками.
В заключение хочу добавить, что лично я не имею ничего против археологов. Но в городах и селах Казахстана, с завидным постоянством уничтожаются и разрушаются десятки и сотни известных памятников культуры и истории. Однако ни одна академия или департамент культуры в суды на разрушителей как правило, не подает…