В этих вопросах попробовал разобраться корреспондент медиапортала Caravan.kz.
След оборотня
Истории об оборотнях, то есть о людях, превращающихся в зверей, есть абсолютно у всех народов мира. Более того, этими качествами награждали не только нелюдимых колдунов,но и известных исторических личностей. В летописях упоминается, что оборотнем мог становиться вавилонский царь Навуходоносор II, полоцкий князь Всеслав Брячиславович и царь Армении Трдат III. А уж в летописях средневековых городов упоминания судов над оборотнями встречаются едва ли не каждый год. Последний суд над верфольфом состоялся не в дремучем средневековье, когда обвинить в связях с дьяволом могли и за необычную родинку, а в 1852 году. В Мадриде тогда было совершено 13 убийств с особой жестокостью. Жертв находили растерзанными, будто они попали в лапы зверю, но на месте преступления находили человеческие следы. Более того, задержанный по подозрению в убийствах разнорабочий Мануэль Ромасанта тут же признался полицейским, что он оборотень и в момент нападений превращался в зверя и поэтому не ведал, что творил.
16 июня 2021 года оборотень появился и в наших степях. Тогда в соцсетях распространялись посты, что в Жамбылской области недалеко от Кордая водитель видел верфольфа.
Правда, новость иллюстрировалась кадрами из американского фильма ужасов, на который потом наложили речь на казахском, и подделку легко определили, а стражи порядка официально опровергли встречу на трассе с фантастической тварью и даже пригрозили привлечь блогеров за распространение недостоверной информации.
Что случилось на кордайской трассе сейчас не скажет никто, а вот остальные упомянутые случаи с оборотнями происходили на самом деле.
Ошибочка вышла
Никакой мистики в этом нет. Люди, считавшие себя оборотнями, просто страдали клинической ликантропией. Это заболевание впервые было детально изучено в 1910 году немецким психиатром Карлом Ясперсом. Но Карл, кроме науки, увлекался и мистикой, поэтому многие психиатры не согласились с коллегой и стали считать клиническую ликантропию не отдельным заболеванием, а вариантом шизофрении или других психических расстройств.
Конечно, при этом заболевании у больного не вырастают клыки и кожа не покрывается шерстью, но в воспаленном воображении сумасшедшего с его телом совершаются метаморфозы, как в голливудском ужастике. Другими словами, больному кажется, что он превращается в агрессивного зверя, и он ведет себя соответствующе.
Бредовое сознание может породить и других животных Например, Всеслав Брячиславович считал, что превращается в рысь. Больные же ликантропией чаще всего мнят себя волком, потому что стиль охоты этого хищника мало отличается от собачьего. А уж злого пса в жизни видел каждый, поэтому его легко имитировать.
В наших степях кочевники видели разную хищную живность и чаще европейцев, поэтому в наших легендах оборотни превращаются не только в волка. Кроме того, европейцы предпочитали ставить дома на приличном расстоянии от соседей, и сумасшедший, возомнивший себя волком, успевал наделать много бед. Казахи же всегда держались вместе, и если кого-то из соплеменников настигал страшный недуг, то большой толпой справиться с ним было легче. Зато в бою батыру, считающему себя диким зверем, цены не было. Один вид человека, рычашего по-звериному, с безумными глазами мог обратить в бегство неприятеля. Отсюда и появились предания о батырах, превращающихся в барса, волка, медведя или беркута.
Мы пойдем с конем
Если верить Геродоту, наши края населяли кентавры. Этому заблуждению давно есть логическое обьяснение. Путешественники, когда встречали племена скифов, гуннов и массагетов, удивлялись, как ловко всадники сидели на лошади. Они могли спать и есть верхом, а упавшую вещь поднимали, не спускаясь с коня. Так как путешественники рассказывали, что степные люди составляют с лошадьми одно целое, пересказчики восприняли эти слова слишком буквально, и появились легенды о лошадях с человеческим торсом. Недаром астрологический знак Стрелец изображает кентавра с луком, любимым оружием кочевников.
Плиний в «Естественной истории» писал о кинокефалах, то есть людях с собачьими головами. По его утверждению, они жили за краем Ойкумены, то есть на землях восточнее Каспия, Волги и Черного моря, то есть, по мнению Плиния, они в наших степях тоже водились. Сейчас неизвестно, откуда взялось это заблуждение, но есть версия, что вся проблема — в неточном переводе. Из волчьей или собачьей шкуры получается неплохая накидка, где голова животного одновременно служит шлемом и капюшоном. Путешественники окрестили такие племена кинокефалами ( людьми с собачьими головами). По такому же принципу французов соседние народы до сих пор называют «лягушатниками» Конечно, парижане совсем не похожи на земноводных, а прозвище им дала привычка употребления в пищу лягушачьих лапок.
Переписчики, в том числе и Плиний, слышали от путешественников истории о том как те гостили у «собакоголовых», и решили, будто у далеких народов и в самом деле собачья голова вместо человеческой.
Этот череп — кого надо череп
Как выглядят дэвы из казахских народных сказок? Это всегда огромный великан, с толстенными руками и ногами. У него непропорциально огромная голова, а из пасти торчат огромные клыки. Еще о дэвах известно, что они покрыты шерстью, живут в пещерах, воруют скот для еды и красивых девушек, чтобы не скучать долгими вечерами.
Подобные чудища есть и в европейской мифологии. Орки, горные тролли, огры похожи на дэвов, как близнецы-братья. Греческие циклопы отличаются от дэвов только тем, что у великанов Средиземноморья один глаз.Хотя в тюркской мифологии тоже есть одноглазый великан по имени Тепогез, и манеры у него не отличаются от циклопьих.
А теперь представим, что дэв из легенд стал на четвереньки. Ну это же точно слон, а вернее мамонт, только хобота не хватает.
Останки мамонтов часто находили в Северном Казахстане. Последний раз кости мамонта нашли в 2009 году, недалеко от поселка Бешкуль, что в Петропавловской области.
Но это сейчас понять, что это мамонт, может и дошкольник, а что могли подумать наши предки? На скелеты известных им животных эта находка совсем не похожа, а череп, скорее, напоминает человеческий, только огромный. Легенда о похищенных дэвами красавицах тоже имеет под собой основание. По преданиям, дэвы крали женщин для плотских утех, из-за чего порой появлялись дети.
Причин, способных привести к гипертрихозу, появлению повышенного волосяного покрова у ребенка, сотни — от генетической аномалии до банальной простуды во время беременности. Но наши предки были несведущи в этой области медицины, и когда женщина рожала слишком волосатого малыша, то злые языки судачили, что молодая мама путалась с дэвами. Но, к счастью, с несчастными малышами не расправлялись так, как в Европе того времени, а давали им такое же воспитание, как и другим детям.
Австрийский палентолог Отенио Абель выдвинул гипотезу, что легенды о злых великанах породили найденные кости мамонта, а предания о циклопах — черепа доисторического карликового слона, у которого большая впадина в лицевой части, больше напоминающая глазницу. В доказательство этой теории говорит тот факт, что у народов, знакомых со слонами, подобных легенд нет. А у северных племен, например, у якутов, в местах проживания которых в толще льда туши мамонтов сохранились целыми, роль великанов исполняют подземные чудища.
Примерно по такой же схеме и появились легенды о драконах. Что мог подумать кочевник, наткнувшийся на кости динозавров?
Самый известный казахстанский дракон «обитает» в 90 километрах от Шымкента. По преданию, в пещере Акмешит жил страшный айдахар, одолеть которого помогла лишь молитва. Вот только никаких останков дракона так до сих не нашли. Зато гости из Китая, где считается, что драконы приносят удачу, здоровье и богатство, готовы проделать долгий путь, чтобы побывать в драконьей пещере.
Залетай, гостьей будешь!
В казахских легендах очень часто встречается образ птицы с лицом и грудью женщины, но с когтистыми лапами, подстерегающей одиноких путников.
В предании о Кара-Мергене (Черном Охотнике), говорится, что, когда мужчина решил заночевать в степи и поужинать вареным мясом, к нему прилетела крылатая женщина.
Она молчала и не сводила огромных глаз с куска мяса в котле. Когда Кара-Мерген предложил ей угощение, гостья с жадностью проглотила несколько больших кусков, но, как только охотник решил к ней прикоснуться, дама закричала страшным голосом, попыталась расцарапать наглеца огромными когтями и улетела в ночь.
К сожалению, легенда не уточняет, в какой именно части Казахстана Кара-Мерген повстречал зловещую гостью, но, скорее всего, это было или на севере Казахстана, или в предгорьях Алатау.
Бородатая неясыть, хищная птица из семейства совиных, предпочитает жить в тайге или горных лесах, но по разным причинам может оказаться в сотне километров от привычного ареала обитания. Это случается крайне редко. За последние полвека было зарегистрировано лишь два случая, так что неудивительно, что даже такой опытный охотник, как Кара-Мерген, не смог узнать, кто именно перед ним.
Длина птицы достигает 82 сантиметров, а если птица насторожена, морда её напоминает лицо человека или женщины в платке, так что при свете костра спутать нетрудно. Скорее всего Кара-Мерген столкнулся с больной или сильно ослабевшей особью, которая от голода вышла к людям.
Ищите женщину
Вообще мотив, где странная женщина набросилась на прикорнувшего в степи одинокого мужчину и стала его душить, встречается в казахских преданиях очень часто.
Это бывают и нагие девушки неземной красоты, и химеры вроде Каракоз — красотки с козлиными копытами, что до сих пор пугает водителей на Капчагайской трассе, и карикатурные женщины с огромными грудями, которые им приходится закидывать за спину, и даже голые уродливые старухи.
Суть легенд одна — молодой мужчина заночевал в степи, проснулся от того, что существо женского пола начинает его домогаться, а потом и душить. Но самое страшное в этом всем, что человек не может пошевелиться и даже закричать.
Это очень напоминает симптомы каталепсии пробуждения, больше известной как «сонный паралич».
При сонном параличе фаза быстрого сна, та самая, которая дарит нам фантастические сновидения, продолжается, когда человек уже проснулся, а мышцы тела продолжают спать. Мозг воспринимает это как настоящий паралич, что приводит к панике и сильным приступам страха, от которых перехватывает дыхание. При этом сновидения еще продолжаются, только становятся кошмарными. А что чаще всего может сниться молодому мужчине, у которого бушуют гормоны? Вот так красотки из сладких эротических снов и превращаются в чудовищ, только немного напоминающих женщин.
Лучший способ борьбы с приступом сонного паралича — это запуск мозговой активности. Вспомнить таблицу умножения, прочитать стих или вычесть квадратный корень из 144. Тогда фаза быстрого сна уйдет. Как гласит легенда, чудища прекращали душить жертву и исчезали, как только мужчина мог мысленно повторить суру из Корана или помолиться.
Мне теперь морской по нраву дьявол
Легенды про русалок у нас не встречаются по вполне понятным причинам. Большую часть Казахстана занимают степи,и морским девам обитать просто негде. Тем не менее и на Мангышлаке, где море всё-таки есть, никто не рассказывает про прекрасных девушек с рыбьим хвостом. Этому есть важная причина.
Как считает венгерский зоолог Хенрик Фаркаш, легенды про сирен появились потому что моряки принимали за русалок стеллеровых коров и ламантинов. У этих животных жировые складки откладываются особым образом, и издалека их можно принять за нагих девушек. На Каспии стеллеровы коровы и ламантины не водились, а тюлени даже сейчас частые гости на пляжах, так что принять их за русалок не мог и совсем близорукий рыбак.
Зато у нас водится водный царь Руан-шах. По крайней мере в легендах. О странном животном, напоминающем одновременно Ихтиандра и Аквамена, летописи рассказывают еще с V века, а последний раз царя глубин видел капитан бакинского траулера «Бакы» в 2005 году.
Оснований не доверять капитану нет. К сожалению,каспийский тюлень — животное очень доверчивое. Их нередко калечат рыбацкие сети, винты моторных лодок и просто злые люди. Животные могут выжить, но с изуродованной мордой их легко принять за неведомое науке существо.