Личное
О родителях:
– Отец был настоящим интеллигентом. Он родом из маленького аула Каракеткен, под Кызылордой. Ко всем он относился с глубоким уважением – даже к тем, кто, может быть, завидовал его таланту, знаниям, человечности. Я благодарен родителям за то, что в нашей семье культивировались доброта, уважение, гостеприимство. Это основа для любого человека.
О братьях:
– Мой старший брат, Бауржан – великолепный кларнетист. Сейчас он занимается кино. Младший, Бахытжан, работает на телевидении в Кызылорде, тоже играл на саксофоне и кларнете. Есть мечта сыграть втроем пьесу – например, “Серенаду Солнечной долины” Гленна Миллера.
О вере:
– Это сугубо личный вопрос. Я в это никого не посвящаю. Только самых близких – родных, друзей. Я думаю, что это дело каждого человека. Он сам выбирает, во что и как ему верить. Религия и вера – это тот мир каждого человека, в который никто не имеет права входить и критиковать.
Профессиональное
О концертах:
– Кто-то из выдающихся, возможно, это был Эрик Клэптон, говорил, что музыкант должен петь и играть, а не говорить. Мне кажется, раз ты вышел на сцену, должен показывать свое искусство, ведь время самого выступления – небольшое, надо успеть вовлечь зрителя в музыкальное действие. Для меня важно, чтобы была определенная концепция концерта, свой замысел и направленность, будь то клубное выступление или двухчасовой концерт. Например, в клуб публика приходит больше потанцевать, а не слушать. Если говорить о сольных концертах, которые у меня были в Ташкенте, в Бишкеке, в Баку, – это абсолютно другие залы. И всегда надо учитывать местные традиции.
О победе в программе “Живой звук” на канале “Россия”:
– Первое ощущение: “Ой, нет, не хочу, не мое”. Но друзья сказали: “Посмотри на это по-другому, представь, что мы просто пришли в караоке, у нас приятная вечеринка, и ты берешь в руки микрофон”. Действительно, я как-то внутри перестроился и даже спел женскую песню Елены Ваенги “Курю”. Меня тогда поддержали коллеги-певицы, они вышли на сцену, и мы справились с этой песней. Я говорю это абсолютно честно – не было цели во что бы то ни стало победить. Была добрая позитивная атмосфера благодаря Юре Стоянову. Он замечательный человек и классный артист.
Об альбоме “Отан Ана”:
– Диски сейчас очень трудно продаются, потому что все ушло в Интернет. Мы все-таки не ставили коммерческую задачу. Первоначально – музыка, потом – все остальное. Альбом “Отан Ана”, созданный вместе с Куатом Шильдебаевым, – это посвящение Родине. Мы писали его полтора года, каждая песня нами прожита. Это не плакатный патриотизм, говорить об этом надо очень трепетно, не крича. Под заглавную песню “Отан Ана” укладывают детей спать, она звучит, как колыбельная. Значит нам удалось передать что-то очень важное. Когда я пел эту песню, сыну в тот момент было несколько месяцев. Я подошел к микрофону, естественно, думал только о нем, и, видимо, эти чувства наполнили песню.
Творческое
О Пугачевой:
– У меня, слава богу, до сих пор остались с ней хорошие отношения. И конечно, есть ее прямой номер. Приятно, что могу позвонить Алле Борисовне. Я высоко ценю эти отношения. Она в любой момент может мне позвонить, попросить о чем-то – я с удовольствием исполню. Точно так же я могу обратиться к ней за помощью. Бесконечно благодарен этой великой женщине за то, что она увидела группу “А’Студио”. Если бы не она, очень сложно представить историю группы вообще. Это был огромный аванс для нас – вытащить никому не известный коллектив из Алматы в Москву, оберегать от всех и вся. Она никому не позволяла даже критического слова сказать! Как-то на пресс-конференции одна журналистка стала задавать странные вопросы, на что Алла Борисовна отреагировала: “Вы песни слышали этой группы, можете хоть одну строчку назвать?”. В ответ – молчание. “Тогда покиньте этот зал, если не в курсе, что это за музыканты. Зачем вы сюда пришли?”.
О кино и работе в кино:
– Люблю кино, где есть хорошая музыка, хорошие актеры. Мне нравится погрузиться в другое состояние, уйти в мир фантазии… В любом фильме ты видишь сердце режиссера – когда за всеми спецэффектами открывается то, что он хотел сказать людям. Мой самый первый опыт работы в кино был с Абаем Карпыковым – одним из наших кинорежиссеров, вышедших из мастерской Сергея Соловьева. Я учился тогда в консерватории, меня привели на “Казахфильм” и познакомили с Абаем. Он сказал: “Батыр, нужна красивая тема к фильму”. Я посмотрел видео, у меня тогда была блокфлейта, и мелодия родилась сразу.
Общественное
О работе послом ЮНИСЕФ:
– В каждой стране есть сироты, суициды, насилие в семье – огромное количество вопросов. Хочу, чтобы эти проблемы были услышаны, чтобы на них обратили внимание. Я не получаю никакой зарплаты, это все благотворительные акции. Снимаюсь в социальных роликах на русском и казахском языках, участвую в конференциях, где обсуждаются проблемы защиты детей с ограниченными возможностями, и так далее.
О соцсетях:
– Это какая-то виртуальная жизнь. Мне интереснее видеть людей, которые что-то делают, разговаривать с ними, чем вести какую-то переписку с теми, кого не знаешь. В той, виртуальной, жизни много агрессии, стираются грани и представления о тактичности, об уважении к другому человеку. Мне это не нравится. Я воспитан по другим правилам. Для любого творческого человека созидание и сотворчество с близкими по духу людьми – самое главное состояние, которое вдохновляет, подпитывает. Это и есть настоящее.
Разное
О внутреннем режиме:
– Вокалисту надо обязательно выспаться, ведь голосовые связки не восстанавливаются, если не спишь 7–8 часов. Вокалисты – рабы своего горла. Когда люди покупают билеты, их не интересует, почему ты простыл, был ли кондиционер в самолете или выпил холодной воды. Надо всегда держать себя в форме. Ты должен выйти и спеть – под фонограмму мы не работаем. Одному упражнению меня научила наша знаменитая и любимая Бибигуль Ахметовна Тулегенова. Это упражнение прочищает носоглотку, оно из области йоги.
О мужских интересах:
– Могу пойти поплавать или поиграть в настольный теннис. В большой теннис тоже играю, но в нем у меня не получается так хорошо, как в настольном. Я уже не говорю о футболе, который очень люблю.
Об Алматы:
– Алматы – это оттепель, город, в котором всегда мягко и тепло. Здесь мои друзья, родственники, я набираюсь сил. Этого не объяснить словами. И в Кызылорде бываю у мамы, там я по-настоящему отдыхаю.
Мы хотели еще раз вспомнить о Батырхане Шукенове – человеке, чей внезапный уход потряс, без преувеличения, всю страну. Своей яркой судьбой он показал, как можно жить – без сплетен и пересудов, без звездных запросов и тщеславных выходок. Показал, как во всех ситуациях оставаться Человеком. После того как Батыра не стало, все осознали, какой силой обладает музыка. Его музыка.