Часть первая
Трехсторонняя встреча президентов Туркмении, Казахстана и России в мае текущего года внесла сумятицу в стан европейских стран и Запада тем, что публично озвучила идею строительства Прикаспийского газопровода.
Чтобы понять причину этого достаточно взглянуть на то, что предшествовало этой трехсторонней встрече.
Во-первых, США активно лоббировали проект Транскаспийского газопровода, полагая тем самым избавить своих союзников по Европе от российской энергозависимости.
Во-вторых, всем памятна безрезультатная поездка польского президента Качиньского в Астану, когда вместо большого договора между «КазМунайГазом» и польской компанией «ПКН Орлен» ему пришлось заниматься вопросами, не входящими в компетенцию президентов.
В-третьих, активность Китая в вопросе строительства газопровода из Туркмении в Китай через территорию Казахстана, стимулировала Москву выйти с альтернативной инициативой.
Все что начинается за здравие, почему-то заканчивается за упокой. Так может случиться и с проектом Прикаспийского газопровода, документы по которому к 1 сентября так и не подготовили, а возможная поездка Владимира Путина в Ашхабад 12 сентября, к сожалению, была сорвана.
Причем, вопросы строительства Прикаспийского газопровода рассматривались параллельно с модернизацией старого газопровода Средняя Азия-Центр (САЦ). Модернизацию САЦ необходимо провести хотя бы для того, чтобы увеличить пропускную мощность с нынешних 4,2 миллиарда кубических метров газа до плановых 10,5 миллиарда кубов в год.
Казахстан уже начал работу по реконструкции системы на своей территории. При этом, по словам специалистов, восстановить «проектные цифры» на нашем участке удастся ориентировочно к концу нынешнего года.
Но проблем такое повышение не решит. И Казахстан, и Туркменистан в связи с разработкой новых месторождений, планируют экспортировать гораздо более крупные объемы газа. И потому необходимо создавать дополнительные транспортные маршруты для экспорта энергоресурсов на внешние рынки.
Как раз здесь и нашла коса на камень. Европейцы и США активно выступают за строительство Транскаспийского газопровода, Китай активно лоббирует газопровод из Туркмении в Поднебесную. На фоне такой очевидной драки за ресурсы Каспия, Россия должна предложить маршруты, которые будут более привлекательны центрально-азиатским странам. Прикаспийский газопровод хоть и является промежуточным решением, однако способен при сопутствующих условиях «похоронить» проект Транскаспийского газопровода, и несколько притормозить осуществление идеи прокачивать туркменский газ в Китай.
Обрубить Путина
В свете борьбы за каспийские энергетические ресурсы Россия занимает позицию сохранения своего статуса-кво в регионе. САЦ, даже в старом формате, позволял Москве перекачивать по довольно низкой цене (100 долларов за тысячу кубометров) туркменский, узбекский и казахстанский газ в Европу транзитом через территорию России.
Конечно, трудно представить себе, чтобы подобного рода монополия могла нравиться странам, чьи ресурсы уходят на европейский рынок по нерыночным ценам. В начале трубы цена газа 100 долларов, в конце той же самой трубы — минимум 250-260 долларов, для европейцев.
Появление китайских и, возможно, европейских потребителей, заставили казахстанского и туркменского президентов всерьез задуматься над вопросом диверсификации экспорта. Перед ними открылись перспективы стать первичными (без посредничества «Газпрома») поставщиками газа конечным потребителям.
Без сомнения, осуществление Транскаспийского проекта как логического продолжения газопровода «Набукко», сопряжено с рядом труднопреодолимых проблем, связанных, в первую очередь, с тем, что ветка должна быть проложена по дну Каспийского моря.
Если технические задачи по проекту будут решены, все равно останутся проблемы правового характера, связанные с неотрегулированностью правового статуса Каспийского моря.
Разумеется, газопровод в Китай тоже не столь очевиден, как представляется. Пекин уже назвал цену туркменского газа в 90 долларов за тысячу кубометров. Насколько это экономически целесообразно, пока оценить сложно.
Но как альтернатива Прикаспийскому и Транскаспийскому газопроводу эта ветка вполне может существовать. Если Ашхабад получит возможность напрямую выйти на китайский рынок энергоресурсов, то появляется довольно ощутимый инструмент давления как на «Газпром», так, в будущем, и на европейских потребителей (в случае осуществления Транскаспийского проекта).
Всего этого не могут не понимать как в Астане, так и в Ашхабаде. Что же касается Ташкента, то сегодня его зависимость от Москвы и Пекина выглядит если не абсолютной, то вполне близкой к этой величине. Все это мешает Узбекистану вести самостоятельную политику в сфере энергопоставок. Поэтому Туркмения и Казахстан, с президентами которых в мае нынешнего года столь легко договорился Путин, сегодня не спешат с тем, чтобы реализовать Прикаспийский проект. Не факт, что они специально вставляют палки в колеса Прикаспийского газопровода, вполне возможно, они просто не форсируют подготовку проекта.
Сроки сорваны, процесс идет
Россия, Казахстан и Туркмения не успели в первоначально намеченный срок — к 1 сентября — подготовить межправительственное соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода. Такой срок был определен декларацией о строительстве трубопровода, подписанной президентами трех стран в Ашхабаде в мае текущего года.
Вице-премьер РФ, руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин в интервью телеканалу «Вести» сказал, комментируя подготовку документа: «Работа интенсивно велась все летние месяцы. Я боюсь назвать вам дату подписания соглашения, но знаю, что наши эксперты работают в очень интенсивном режиме».
Возможно, Назарбаев и Бердымухаммедов взяли своеобразный тайм-аут для того, чтобы прояснить ситуацию с двумя другими альтернативными проектами — Транскаспийским и газопроводом в Китай. Между тем в отсутствие российского президента, они все же встретились в Ашхабаде, чтобы обсудить то, что интересно обоим. Причиной отложенного визита может стать другой визит — представителя Госдепартамента США Дэниэла Салливана в Туркмению в августе. Результатом этой поездки стала договоренность об участии Туркмении в альтернативном российскому Транскаспийском газовом проекте.
Сразу после того, как Путин не смог приехать в Ашхабад 12 сентября, российские СМИ стали активно муссировать слухи о том, что сентябрьский визит Назарбаева в Туркмению должен стать своего рода лоббированием интересов Москвы в вопросе Прикаспийского проекта. Мол, Назарбаев постарается уговорить нового лидера Туркмении сменить приставку «транс» на приставку «при» в названии каспийской магистрали.
В данной связи есть смысл остановиться на том, с каким багажом из Ашхабада уехал заместитель госсекретаря США по вопросам энергетики и экономики Дэниэл Салливан.
По его словам, официальный Ашхабад заинтересован в диверсификации экспорта своих углеводородов на мировые рынки сбыта. Представитель Госдепа подчеркнул, что у США долгосрочные интересы в Каспийском регионе и «наступило время для начала новой фазы в развитии его энергетики». Новая фаза, между тем, подразумевает транспортировку каспийского и центрально-азиатского газа в обход России в Европу. Азербайджанский политолог Расим Мусабеков заметил «Независимой газете», что американцы заинтересованы в диверсификации энергетических маршрутов и устранении зависимости Европы от монополизма России. По информации данного издания, в конце сентября президента Туркмении ждут в США, где он выступит на очередной сессии ООН и, что особенно важно в «энергетическом плане», встретится с госсекретарем Кондолизой Райс и американскими бизнес-кругами.
Ошибка российских СМИ
Российские СМИ и аналитики довольно часто ошибаются по поводу того, о чем думает, как предполагает строить свои отношения, и каких акцентов придерживается казахстанский президент. Нурсултан Назарбаев — весьма прагматичный политик, и в вопросе поставок каспийских ресурсов придерживается ключевого принципа — они будут направлены туда, где предложат более выгодную цену. Отсюда и акценты в его политике. Если Россия предложит более выгодные условия экспорта, без проблем, Назарбаев включит всю свою изобретательность и интеллект, чтобы лоббировать интересы Москвы. Давайте сразу уточним, и интересы Казахстана в случае, если интересы Москвы с ними совпадают.
Поэтому в Ашхабаде Назарбаев не стал слепо лоббировать Прикаспийский проект, а сконцентрировался на вопросах ценообразования. Он предложил Туркмении вместе определять «выгодную» цену на углеводороды, экспортируемые в основном в Россию. Предложение прозвучало в контексте обсуждения конкурирующих проектов: Транскаспийского газопровода, лоббируемого США, газопровода Туркмения — Китай и Прикаспийского газопровода (ПКГ) в Россию.
У казахстанского президента довольно много поводов, чтобы, слегка притормозив Прикаспийский проект, побольше поломать голову над Транскаспийским.
Пока документы по Прикаспийскому еще не подготовлены, США уже выделили 1,7 миллиона долларов на ТЭО конкурирующего Транскаспийского газопровода…
Продолжение следует
Фото с сайта http://img.rian.ru