А если и знают, то по-боратовски: мол, там верблюды по улицам бродят и шаманы в малахаях в бубны бьют.
Но, как выяснилось, казахстанцы и сами недалеко ушли. Вы, к примеру, сможете назвать общую площадь собственного отечества? Ну, хорошо, допустим, вопрос слишком сложный для взрослого человека, давненько не сидевшего за школьной партой. А численность населения? Тоже не получается? Тогда совсем уж детский: на какой реке стоит столица нашей родины?
Некоторые граждане лишь беспомощно разводят руками или плетут такую несуразицу, от которой стыдно становится. В частности, сотрудникам алматинского центр социологических исследований «Икс плюс», проводившим недавно опрос на тему «Моя страна». Респонденты, выбранные наугад, в количестве тысячи, пытались ответить на несколько вопросов, касающихся истории и географии Казахстана.
Результаты неутешительны: наша собственная безграмотность — налицо. Например, 27 процентов опрошенных алматинцев не знают, в какой области находится Байконур.
А около 70 процентов и вовсе не имеют представления, сколько в стране областей. На вопрос «Считаете ли вы, что информация по предложенной теме необходима современному цивилизованному человеку?» большинство выбрало ответ — не обязательно.
Ну что ж, Митрофанушка тоже считал, что география ему ни к чему, ведь на то извозчик имеется. Но со времен недоросля — героя Фонвизина минули столетия, а мы все путаем восток с западом и не видим в этом ничего страшного: планета ведь вертится, солнце всходит и заходит, реки вспять не текут. Ну, не знаю я, какими полезными ископаемыми богата моя земля — от этого жизнь, что ли, остановится? Мудрецы полагают иначе. «Никакое счастье в невежестве невозможно», — сказал Абай.
Сегодня во всех развитых странах экономическая, социальная и политическая география является обязательной для изучения студентами. По мнению ведущих специалистов в области образования, это есть база для воспитания чувства патриотизма. Может быть, не такой заметной и яркой, как пение гимна с ладонью у сердца, но весьма прочной. Интересно в этом плане недавнее решение конгресса США. Отныне для получения гражданства кандидату в американцы необходимо пройти тест на знание политики, истории, культуры, географии страны, состоящий из 144 вопросов. Ошибиться можно только 44 раза, ответы, как минимум, на 100 вопросов «должны отлетать от зубов».
Будущие граждане США обязаны знать названия штатов, главных водных артерий страны, имена борцов за права женщин, истинное значение слова «вето» в применении к реалиям США нынешних дней, названия некоторых индейских племен. В тесте есть вопросы и об экономической системе страны, о том, какая партия представляет большинство в парламенте, о ветвях власти и их предназначении, о полномочиях федерального парламента.
Кроме того, мигрантам предлагается вспомнить названия решающих битв времен войны за независимость. Но и это еще не все — власти уверены, что только правильно зазубренные ответы их не устроят. Формальных знаний недостаточно, важно чтобы потенциальный гражданин страны показал на экзамене, за что он на самом деле любит США, аргументировать своей отношение к стране, в противном случае гражданства ему не видать как своих ушей.
Наверное, Америка действует вполне разумно. Ведь нынешний век — век информации, и сейчас самое ценное — это знания. Высокий уровень образования позволяет стране находиться в числе ведущих государств. Интеллектуальная элита — это генофонд нации, который нужно сохранять во что бы то ни стало. Он развивает страну, идеи высокообразованных людей определяют прогресс практически во всех областях жизни. США постоянно стремится к тому, чтобы оставаться не только самой богатой страной, но и самой умной. Но, несмотря на все усилия, интеллектуальный уровень среднего американца оставляет желать лучшего.
Обычный ученик старшей школы, скорее всего, ничего не сможет рассказать о Казахстане. Студенты американских вузов в подавляющем большинстве не имеют представления и о географии собственной страны. Но это и неудивительно, ведь школьная программа в США не предполагает обязательного изучения географии, а все экзамены в стране сдаются строго в форме теста, то есть школьнику или студенту нужно всего-навсего ответить либо «да», либо «нет». То самое многострадальное ЕНТ, против которого так протестует наше общество.
При таком варианте отчетности совсем необязательно что-либо учить, достаточно иметь хорошую интуицию, либо просто логически мыслить, ведь очень часто вопросы теста перекрещиваются. Так, собственно, и делают умненькие американские дети. «Новые граждане США будут гораздо лучше нас», — замечает «Нью-Йорк Таймс». Ну что ж, надеемся, что так и будет.
Но у нас-то граждане — все те же. И если с изучением истории дела обстоят более-менее сносно, и времена вопросов-тестов типа «какую сумму выделил Ленин Казахстану в 1929 году» остались на совести отечественного министерства образования в прошлом, то с географией — ситуация несколько проблематичнее. А ведь для Казахстана, который занимает девятое место в мире по размерам территории и имеет контрастные климатические условия, эта наука просто необходима. Меж тем в системе Академии наук отсутствует отдел экономической географии.
Казахстан расположен в глубине континента между мощными соседями — Россией и Китаем. Но, в отличие от Кыргызстана и Таджикистана, мы имеем выход в моря — Каспийское, в бассейн Черного и Азовского, Балтийское.
И даже в Северный Ледовитый океан — через Иртыш. По мнению экспертов, экономико-географическое положение страны можно использовать так, чтобы недостатки при наличии транспортной инфраструктуры и других объектов превратились в преимущества. Если мы не воспользуемся ими — останемся в тех же неблагоприятных условиях. При условии, что торгово-экономические связи между Европейским Союзом и Китаем будут укрепляться, основной грузопоток пойдет через Казахстан. Каждый километр нашей транзитной территории способен приносить дивиденды.
Нужно лишь бережно расходовать природные ресурсы и получать прибыль за счет этих преимуществ. Мы можем связать Европу с Азией, Россию и Сибирь с Ближним Востоком. С изменением глобальной экономики социально-экономическое положение Казахстана будет улучшаться, и перспективы для этого есть. Но чтобы уметь — надо знать. Меж тем лишь в прошлом году при поддержке инвестиционного фонда РК был издан учебник «Экономическая и социальная география Казахстана».
Дефицит водных ресурсов, борьба с опустыниванием, влияние строительства на экологию, трансграничные реки, международное экономическое сотрудничество … Эти и многие другие проблемы теснейшим образом связаны с географическими предпосылками, которые мы имеем.
Не стану спорить с теми, кто считает географию скучной наукой. Это, как говорится, дело вкуса. Но то, что география — не только наука будущего, а, прежде всего нужна позарез и важна безусловно сегодня — факт, не подлежащий сомнению.
Итак, кто знает, где берет начало река Или?
Фото с сайта http://www.lenta.ru