Рынок труда: кто зрел, тот и не съел - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+11 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Рынок труда: кто зрел, тот и не съел

Рынок труда: кто зрел, тот и не съел

Когда молодость проходит, а до пенсии вроде далеко, и человек полон сил и желания работать, его вдруг озаряет понимание, что в нынешней системе трудовых взаимоотношений имеется широкая брешь в виде возрастного ценза.

  • 14 Февраля 2008
  • 1226
Фото - Caravan.kz

Сегодня идеальный возраст для поиска работы — от 25 до 40 лет. Что делать тем, кто перешагнул за этот возрастной порог?
— Конечно, нельзя утверждать, что человек в возрасте за сорок лет не может выполнять ту или иную работу, — ответили мне в одном из городских трудовых агентств. — Хотя обращающиеся к нам работодатели в своих объявлениях о вакансиях указывают возраст меньше 40 лет. Почему? Взять, к примеру, работу с ненормированным графиком. Если молодой человек способен выдержать рабочий день в 10-11 часов, то женщина солидного возраста — вряд ли… Потом, очень часто работодатели боятся, что люди старшего возраста не впишутся в коллектив.
Может кто-то и согласится с этим объяснением, однако сегодня многие сорокалетние люди, работающие в одном коллективе с молодыми людьми, даже внешне выглядят значительно моложе календарного возраста. Это, во-первых. Во-вторых, еще в советское время главными наставниками молодежи были как раз опытные работники, проработавшие на производстве не менее 20 лет. Простое арифметическое действие позволяет вычислить возраст наставника — 40 лет. Тогда от таких работников не избавлялись.
Впрочем, не избавляются и сегодня, если руководитель предприятия понимает, что необходимо не только поднимать производство, но и готовить кадровый резерв, который в последнее время набрать трудно ввиду отсутствия в стране развитой системы профтехобразования.
Конечно, опытные и хорошо зарекомендовавшие себя работники никогда не окажутся за забором предприятия, которому отдали немало сил. Даже если по какой-то причине производство закрывается, такие кадры без дела не остаются, им применение всегда найдется. Но если человек зрелого возраста приходит с просьбой принять хоть на какую-то работу, не имея при этом ни образования, ни трудового стажа, здесь работодателю не остается ничего, как отказать под любым предлогом.
Правда, в последние два-три года таразский рынок труда отличается тенденцией к улучшению положения работников. Рост жилищного строительства позволяет мужчинам трудиться на возведении домов, в цехах по изготовлению оконных и дверных рам, в составе малярных бригад.
Основная масса мужчин в возрасте от 40 до 65 лет, имеющие в собственности легковой автомобиль, занимается частным извозом. За рулем городских «такси» можно встретить бывших военнослужащих, оралманов, людей, имеющих по два высших образования. Как правило, люди эти чрезвычайно коммуникабельные, умеющие найти общий язык с любым человеком. Почему они не работают по специальности? В чем причина?
— Я по образованию — инженер-строитель, — говорит Аскар Т. — Не раз пытался найти работу, но мне все время отказывают. Поводы для этого находят разные: то по возрасту не подхожу, то еще что-нибудь. Мне уже советуют взятку дать, но я принципиальный. К тому же не уверен, что если принесу конверт с долларами, это даст какой-то эффект.
А вот Сергей А. работает таксистом без малого пятнадцать лет, и менять род деятельности не собирается.
— Где бы я еще столько книг прочитал и со столькими людьми пообщался? — спросил он меня. — А если бы в свое время Химпром не закрыли, то так и горбатился бы во вредном цеху.
Примерно такой профессиональный состав обнаружился среди рабочих, нанимающихся на поденную работу на «черной» бирже. И примерно такие же мнения. Причем, когда сюда летом приехали сотрудники городского отдела занятости и социальной защиты населения, имеющие цель оказать содействие в трудоустройстве безработных, то многие люди просто отказались от предлагаемых вакансий с заработком в 15 тысяч тенге в месяц.
— Да я в месяц имею не меньше 30 тысяч, — говорил мужчина и возвращался на перекресток, где круглый год ждет своего нанимателя.
Многие из этих мужчин приехали в город из села, где вообще никакой работы нет, не считая разведения овец и коров. Но этот вид трудовой деятельности столь же нестабилен, как и найм на «черной» бирже. Все зависит от климата, везения и порядочности нанимателя.
Впрочем, в течение 2007 года в Таразе в ходе проведения ярмарок вакансий получили работу 2749 человек. При этом безработным предлагалось 5608 вакансий. На 1 декабря прошлого года в городе официально зарегистрировано 1239 безработных. Одним из способов сокращения количества безработных является организация общественных работ с оплатой в 20 тысяч тенге, на которых задействованы 1423 человека.
Кроме того, реализуется программа переподготовки: 303 человека получили подготовку по 29 специальностям. В рамках молодежной практики и создания социальных рабочих мест трудоустроены 80 молодых специалистов и 100 безработных.
Замечу, что на таразском рынке труда возраст, если и имеет значение, то не всегда гарантирует стопроцентное обеспечение работой. Трудно трудоустроиться выпускникам городских вузов, независимо от специальности. Не всегда эффективно обращение в отдел трудоустройства отдела занятости и социальных программ акимата города Тараза. Имеющиеся в базе вакансии, зачастую не устраивают искателей вакансий. Как правило, человек ищет для себя работу по специальности с высокой оплатой. В то же время работодатель предлагает несколько иные условия, причем в качестве работника он видит молодого общительного человека, согласного трудиться в полную силу за небольшое жалование. Потому что молодыми легче управлять.
Таким образом, на рынке вакансий чаще всего можно встретить либо молодых специалистов без стажа работы, либо сорокалетних людей с солидным багажом знаний. Те и другие имеют общую черту — желание работать. Кому повезет в поиске, зависит от работодателя. И здесь получается такая картина.
Работодатели, отдающие предпочтение работнику солидного возраста, считают, что огромный житейский и профессиональный опыт принесет пользу их предприятию. Молодых специалистов привлекают к себе руководители новой формации, приветствующие целеустремленность своих сотрудников. Чего греха таить, для некоторых работодателей совершенно неважно, есть у молодого человека опыт или нет — при должных способностях, делу можно научиться в короткий срок. Помните, как в тот же советский период на предприятиях выпускникам вузов советовали: «Забудь все, чему тебя учили в институте и приступай к работе». Сегодняшний уровень образованности некоторых выпускников сводит к нулю значимость этого совета. Молодому специалисту, которому улыбнулась удача в виде работы на любом предприятии, приходится до всего доходить самому, если рядом не оказывается опытного наставника. И если удается постичь все премудрости профессии, то в итоге государство получает хорошего хозяйственника. Судя по состоянию нашей экономики, можно сделать вывод, что таких самородков пока немного, к сожалению.
Но не стоит терять надежды, что в скором времени качество обучения в казахстанских вузах будет поставлено на высокий уровень. И прежде чем получить диплом, выпускники академий и университетов пройдут полноценную практику, где им привьют хотя бы навыки работы. И тогда у работодателей отпадет надобность включать в свои объявления о вакансиях слова: «Желателен стаж 3-5 лет», — которые тоже являются причиной роста армии безработных в стране.
Вот только что делать с людьми предпенсионного возраста, к которым социологи по непонятной причине относят сорокалетних женщин и мужчин, «трубящих» до пенсии еще не менее 20-23 лет? Неужели считать себя старыми для кардинальных перемен?
Уверена, что никто из этих людей не согласится со сложившимся положением. Ведь молодость — это недостаток, который проходит с годами. Ей на смену приходят опыт, желание трудиться и приносить пользу государству. Даже если тебя зачислили в тираж.
Кстати, сторонникам такого мнения могу сказать, что на административно-организационные должности работодатели предпочитают принимать сотрудников среднего и старшего возраста. Потому что не у каждого молодого человека имеется достаточный жизненный опыт для успешного взаимодействия с персоналом и клиентами.
В сфере информационных технологий, маркетинга и логистики имеются ограничения до 35, в крайнем случае, до 40 лет. Объясняется это сравнительной «молодостью» программ обучения по данным специальностям. К сожалению, не все представители среднего и старшего поколения могут похвастать компьютерной грамотностью.
А еще нет возрастных ограничений по инженерным и рабочим специальностям ввиду острого дефицита таковых.

Коллаж с сайта http://www.jobhunter01.narod.ru