Рыба есть, а мясо будет? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Рыба есть, а мясо будет?

Рыба есть, а мясо будет?

В качестве "рыбы" предложен черновой законопроект "Об учителе".

  • 25 Января 2005
  • 1196
Фото - Caravan.kz

Еще пять лет назад в педагогическом сообществе начали говорить о том, что необходимо принять закон об учителе, ведь изменился не только статус учителя, но и ученика.
Выяснение отношений между этими двумя главными фигурами образовательного процесса уже тогда перешло из кабинета директора в зал суда.
Туда же стали отсылать и спорные вопросы, возникшие между учителем и директором школы.
Однако судьи вынуждены были признать, что одной конституцией всех школьных споров не решить. Сегодня к рассмотрению в парламент готовится законопроект «Об учителе».
Наконец-то? Увы. Закон инициирован не Министерством образования и науки РК. Документ разработан силами КазГЮА.
Знает ли об этом Министерство образования и науки РК? Знает, более того, жаждет увидеть новый документ и оценить произведенную работу.
Чиновники не отрицают, что разработчики проделали титанический труд — взяли на себя обязанность определить статус учителя, определить правовое положение тех, кто на сегодня в стране занимается оказанием образовательных услуг. Однако вопросы: «Будет ли такой проект иметь силу закона, примет ли его правительство и как на это отреагирует общество в целом»? — пока остаются открытыми.
Дело в том, что в стране нет практики разработки законов «незаконно», «на стороне». Проект «Об учителе» — первый.
Обсуждение законопроекта прошло во всех областях Казахстана, а также в городах Алматы и Астаны. Директора школ, учителя, педагоги вузов, родители — единогласно голосовали за новый статус учителя. Однако кто на сегодня четко знает, что это такое? Когда идущие навстречу учителю шапку снимают, здороваясь — это статус?
Широкое обсуждение вопроса, инициированное разработчиками законопроекта, заставило и министерских чиновников сесть за стол переговоров, чтобы всерьез задуматься о положении учителя в обществе.
В пресс-службе Министерства говорят, что в настоящее время параллельно с обсуждением законопроекта оно ищет варианты своих ответов на вопрос: что такое статус учителя? Почему это стало так актуально? Потому что речь идет не только о статусе педагогов, но и о целесообразности принятия проекта. Министерские сотрудники хотят решить, есть ли необходимость в том, чтобы принимать закон «Об учителе»? Есть мнение, и достаточно твердое, что для поднятия педагогического реноме не нужно принимать никаких новых законов.
В стране уже принят закон «Об образовании», там есть несколько слов об учителе. Этого достаточно. Кроме того принята огромная и долгосрочная государственная программа развития образования в стране до 2015 года.
В ней тоже говорится о статусе учителя, буквально то, что этот самый статус надо поднимать. Однако разработчики считают, что это общие фразы, которые не изменят положения учителя, а без него нельзя говорить о полноценной реформе в системе образования.
Что, по их мнению, может сегодня существенно помочь учителям? Не ежегодное повышение заработной платы и не уменьшение рабочей нагрузки. Нужны четкие права, гарантированные государством: на хорошую заработную плату, на льготы, на получение жилья, на достойные условия работы, на отпуск, на собственное мнение.
Ничего этого у учителей нет, а должно быть и не в виде эфемерных обещаний, а в виде статей закона, которые будут выполняться неукоснительно.
В частности, разработчики проекта считают, что учителя должны зарабатывать не менее 90 тысяч тенге в месяц, тогда у них и статус будет другой.
Учителя страны однозначно голосуют за проект, но предлагают исключить из него пункт о персональной ответственности учителя за качество обучения. Говорят, что на качество оказывают влияние сразу много факторов, учитель не должен быть конечным звеном в этой цепочке. В свою очередь учителя не прочь внести в законопроект пункт о персональной ответственности составителей учебников, которые не выдерживают никакой критики и вносят свою лепту в то самое качество обучения, за которое якобы должны отвечать педагоги.
Во время обсуждения законопроекта работники школ особенно много говорили о мерах социальной и правовой защиты учителей, выплате компенсаций, начислении всевозможных доплат, создании Советов педагогических работников, о выборности директоров школ и начальников департаментов образования.
Если не будет выполнено последнее условие, такие статьи закона как «учитель имеет право на обжалование решения директора школы», можно исключить прямо сейчас. Толку от них не будет. Если администрация школ будет назначаема, никто никогда не посмеет обжаловать любое ее решение, потому что поплатится за это рабочим местом.
Жаркие споры вызвал и раздел об оплате труда учителя. Общественность настаивала на том, чтобы учитель имел право на доплату за совмещение профессий, за выполнение дополнительных работ, не связанных с обучением (классное руководство, проверка письменных работ, руководство комиссиями и так далее). Все эти предложения были внесены в проект.
Большинство директоров школ сошлись во мнении, что главным пунктом проекта должна быть зарплата учителя. Официально в стране было объявлено, что за последние три года заработная плата учителей выросла на 70 процентов, однако на самом деле учительские зарплаты увеличились только на 18 процентов.
С такой зарплатой не привлечешь новые кадры в школу, а старые через пять лет покинут рабочие места и учить детей будет некому.
Определяя статус учителя, директора школ просили не забыть, что класс учителей на сегодня не относится к госслужащим, которые имеют привилегии, и не попадает в частный сектор, где люди имеют деньги. Учителя брошены на произвол судьбы, выживают, как могут.
Поэтому большинством голосов было решено, что спасти статус учителя могут: высокая зарплата, мощная система повышения квалификации учителей, государственная программа подготовки кадров, многочисленные льготы, ведомственное жилье.
Огромное количество педагогов до сих пор живут в студенческих общежитиях, вместе со студентами. Но если молодежь считает за благо иметь комнату на четверых, то учителю со своей семьей стыдно иметь то же самое. Законопроект ставит своей целью социальную защиту педагогических работников. Предлагает обеспечивать учителей жильем за счет средств организации образования или из коммунального жилищного фонда.
Также законопроект предлагает выплачивать учителям компенсации на содержание жилища и оплату коммунальных услуг. Разработчики говорят, что учитель вынужден работать дома, проверять тетради — значит, затраты света и тепла должны быть учтены, как производственная необходимость.
Вместе с тем проект как-то вяло говорит о ключевой проблеме: зарплате педагогов, ссылаясь на законодательство страны, размеры установленных ставок, квалификацию и стаж. То есть с одной стороны все реально понимают, что статус начинается с зарплаты, с другой стороны зарплата будет устанавливаться в рамках законодательства. Это значит, что такой закон ничего не решит. Косметические изменения учителям не нужны. И уж если и принимать закон, то делать в нем упор на статус.
Родители предлагали заложить в закон механизмы, согласно которым бюджет школ будет прозрачным.
Говорили, что подобная мера значительно бы облегчила положение школ вообще и учителей, в частности. В настоящий момент проект закона «Об учителе» находится на доработке в НИИ по подготовке законопроектов и их экспертизе в Астане.
В него вносятся последние предложения, дополнения, уточнения. Над документом также работают Министерства финансов, труда и соцзащиты населения РК. В него уже было внесено около 500 поправок. Однако педагоги все равно не считают его совершенным. Просто радуются, что теперь есть «рыба», которая при желании Министерства образования и науки РК, может быстро обрасти мясом. Учителя ждут, не дождутся этого чуда.