Обозреватель ngs.ru Стас Соколов экспромтом побывал в Казахстане, и реальность превзошла его ожидания.
Caravan.kz приводит некоторые фрагменты из этой статьи.
«В Нур-Султане какое-то зашкаливающее количество больших торговых центров, которые рассыпаны в основном по территории нового города. Для шопоголиков будет радостно увидеть работающими все закрытые в России магазины западных брендов (и еще часть тех, которых никогда не было в Новосибирске). Там же (в ТРЦ) можно сходить на новый голливудский блокбастер, так что можете подгадать путешествие к выходу какой-то особенно ожидаемой новинки», — пишет автор.
А вот с национальной кухней, по словам журналиста, в Казахстане могут возникнуть проблемы.
«Кочевые народы в принципе не склонны к особенному увлечению гастрономией, так что выбор каких-то чисто казахских блюд не велик изначально. И в любом ресторане, который позиционирует себя как национальный, вам предложат хорошо знакомый набор из плова (где обязательно будет «Ташкентский»), лагмана, мант и прочей обобщенно среднеазиатской кухни.
Есть, конечно, ограниченный набор специфически казахских блюд типа куырдака (жаренные в казане с луком потроха) и бешбармака (листки теста, приготовленные с ломтиками мяса), но, честно говоря, я за три дня не смог заказать его ни разу, хотя формально эта позиция была в меню. Это блюдо больше подходит для праздника или небольшой компании.
Повсеместно какую-то национальную специфику местным заведениям придают разве что блюда из конины и баурсаки (пончики), которые казахи используют просто вместо хлеба.
Нужно быть готовыми, кстати, к тому, что везде к стоимости блюд в счет вам добавят 10% за обслуживание. И не важно, куда вы зашли — в модный ресторан, дешевую шашлычную или совершенно европейскую по виду кофейню. Исключение составляет только фастфуд», — пишет обозреватель.
Сибиряк обратил внимание и на то, как активно жители столицы разговаривают на русском языке.
«Несмотря на то, что доля казахского населения Нур-Султана превышает сейчас 60%, русский язык слышится повсюду. На нем разговаривают зачастую и сами казахи (особенно молодежь). Отношение к туристам здесь благожелательное, но ждать сервиса, даже российского уровня, лучше не стоит (хотя может и повезти)», — пишет Соколов.
Журналист подметил, что по всему городу построены большие мечети, но помимо них присутствие ислама визуально больше никак не ощущается. Он пишет, что женщин в хиджабах (платок, закрывающий волосы) на улицах Нур-Султана даже меньше, чем в Новосибирске. Даже слово «халяль» на закусочных встречается и то реже.
Далее автор рассказал о том, как россиянам можно пользоваться банковскими картами в Казахстане.
«Российские карты к оплате не принимаются, деньги можно снять только с карт «Мир» в банкоматах банков, которые с этой системой работают. Если вы соберетесь в Казахстан на несколько дней, то стоит потратить пару часов на получение карты местного банка. Для этого вам потребуются телефон местного сотового оператора и ИИН (аналог нашего ИНН), который можно получить, обратившись в любой ЦОН (аналог МФЦ). Формально срок выполнения такого обращения трое суток, но обычно, если вы придете в ЦОН утром, то получите свидетельство уже к вечеру. Банк может выдать не именную карту сразу (на нее нужно только внести деньги через банкомат). Этой картой можно, кстати, пользоваться для оплаты покупок за пределами России. Идти стоит в частные банки (например, в СеnterCredit), потому что государственный Halyk Bank с недавних пор открывает счета нерезидентам только при предоставлении справки о работе в Казахстане.
При всей близости (и территориальной, и ментальной) Казахстан позволяет хотя бы частично вырваться из привычной, несколько нервной и агрессивной атмосферы, которая в России в последнее время ощущается буквально кожей. Здесь никто (кроме разве что русских туристов) не говорит ни про какую "спецоперацию" (имеется в виду война России в Украине — ред.). Здесь безо всяких VPN работают запрещенные в России соцсети, а кнопка Netflix может оказаться на пульте в номере отеля. Это полезный опыт обычной жизни среди людей, которые живут в мирной стране в мирное время», — подытожил автор.