На прошлой неделе одно российское СМИ опубликовало статью с весьма кричащим заголовком: «Ненависть к языку ведет к мракобесию». Почему в Казахстане запрещают обучение на русском языке, на котором говорят миллионы граждан страны?».
«В Казахстане разворачивается очередное наступление на русский язык и кириллицу. , — говорится в начале материала «Ленты.ру».
К слову, автором нашумевшей статьи является политолог, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД), специалист по Афганистану, странам Центральной Азии Никита Мендкович.
Разумеется, столь громкий материал от авторитетного российского СМИ не остался без внимания казахстанской общественности и спровоцировал бурную и продолжительную полемику на просторах соцсетей. Но беда не в самой полемике и даже не в том, что казахстанская общественность уже привыкла и выработала иммунитет к истерии, пестрящей порой в заголовках отдельных российских СМИ. Беда, на наш взгляд, в том, что за анализ очевидно сложной темы зачастую берутся люди, мало сведущие в природе возникновения этой самой проблемы. Беда в том, что эти вбросы имеют под собой уже систематический и намеренный характер.
Общественный деятель Эльмар Хусаинов в беседе с корреспондентом медиа-портала Caravan.kz высказал свое мнение на этот счет.
— Обрисовывая характер этой статьи, я бы назвал его явно провокационным, направленным на создание негативного имиджа проводимой политики казахстанских властей – создание образа некоего врага.
Начиная с недавних высказываний депутатов Госдумы РФ и о квазигосударственных образованиях и «территориальных подарках» настоящая статья является последовательным продолжением сегодняшней политики России по оказанию давления на руководство нашей страны.
Причина, скорее всего, кроется в том, что Россия оказалась в международной изоляции. Под тем санкционным давлением, которое сейчас испытывает РФ, ухудшается ее социально-экономический показатель. И, как следствие, снижается доверие граждан к существующей в стране власти. По этой же причине искусственно создаются образы внешнего врага в России в лице США, Европы и Украины.
Немаловажен и следующий фактор: как вы знаете, в РФ ежегодно ухудшается демографическая ситуация. По разным оценкам (официальная российская статистика скрывает истинные данные), убыль населения варьируется от полумиллиона до миллиона человек ежегодно. Поэтому создание такой фейковой информации, нагнетание ситуации в нашей стране – это якобы политика по возвращению на историческую родину своих соотечественников. Подтверждением этого тезиса, на мой взгляд, являются недавно принятые властями России упрощенные порядки предоставления гражданства РФ своим соотечественникам.
Аргументы, приводимые автором статьи, — ложь. Но дело даже не в том, что уровень квалификации автора статьи вызывает немало вопросов. При желании, при изучении, при потраченном на это хоть немного времени вполне несложно было бы выявить реальную картину, олицетворяющую происходящее на данный момент в Казахстане. Но у этого «эксперта» была лишь одна задача: дезинформировать, подать ложную информацию российскому обществу, своим гражданам.
— Но согласны ли вы с тем, что определенные сложности в отношении языковой темы в Казахстане все же есть? Не могли бы вы описать свое видение главного корня проблемы, а также объяснить, почему крайне важно не допускать нагнетания и обострения данного вопроса?
— Безусловно, я согласен с поставленным вопросом. Сложности в отношении языковой темы в Казахстане есть, но это не касается русского языка.
Русский язык прекрасно и гармонично живет в нашем обществе. Этот вопрос, по большому счету, затрагивает именно государственный казахский язык, который мы чуть было не потеряли в период советского прошлого.
Продолжая свою мысль, я позволю себе следующее заключение: толерантная политика казахстанских властей в области языковых вопросов поставила государственный язык в положение «догоняющего русский язык». Я вполне уверен, что практически 100 процентов населения страны прекрасно владеют русским языком, чего, к сожалению, нельзя сказать о государственном. Так где же здесь ущемление русского языка?
Наоборот, мы видим нежелание, сопротивление и негативное восприятие отдельных граждан к изучению и применению казахского языка. Я даже не исключаю, что это также могло бы быть одной из причин появления этой статьи.
В целом я вижу нагнетание и обострение языкового вопроса, связанного именно с этой частью нашего общества, которая не принимает и сопротивляется применению и развитию государственного языка.
— Подводя итоговую черту под нашим разговорм, хотелось бы узнать ваше мнение и на этот счет: как казахстанской общественности, властям и отечественным СМИ следует реагировать на эти самые вбросы со стороны, которые, судя по всему, не собираются прекращаться?
— Вы знаете, отвечая на этот вопрос, хочется вспомнить слова нашего Президента: недавно Касым-Жомарт Токаев призвал всех инициативных граждан, политиков и историков принимать активное участие в подобного рода полемиках по отстаиванию национальных интересов нашего государства.
Как вы знаете, не так давно наш МИД впервые вынес ноту протеста в отношении депутата Госдумы РФ Никонова и его высказывания о том, что северные земли были «подарены» Казахстану. Соответственно, я считаю, что в дальнейшем нам нужно действовать именно таким образом. Не нужно замалчивать проблемы. Когда будут такие вбросы – а они и обязательно будут, – нам нужно консолидироваться, действовать сплоченно и организованно, в единении вступать в споры и аргументировать свои позиции, отвечая с умом и обличая всю несостоятельность и ложь этих вбросов. Именно таким путем мы сможем прекратить эти недоброжелательные проявления, — резюмировал наш собеседник.