Экспонировались иконы, складни, кадила, письменные приборы, военная форма XVIII–XIX веков, изделия из серебра, оружие, ордена и медали, картины известных мастеров живописи. Посетители не могли поверить, что это предметы из личной коллекции, а не какого-нибудь государственного музея.
– Более всего поражало их то, что я, мусульманин, собираю иконы, – вспоминает Азат Акимбек. – К тому времени я уже начал досконально изучать происхождение каждой иконы, искал ее следы в летописи истории. Ответ на главный вопрос: откуда в Казахстане столько икон, даже и не возникал. Было несколько волн массовой миграции. Первая волна – это 20-е годы, когда по приказу Ленина сотни тысяч украинцев и русских были переселены в Казахстан. Вторая волна – 30-е годы, Карлаг, те дворяне, которые поверили Советской власти и остались служить ей, но которых Сталин отправил в лагеря. Их ссылали сюда, в лагеря под Карагандой и Акмолинском.
Негласно, но им разрешалось перевезти кое-что из личных вещей, вот и находят здесь и поныне предметы утвари, иконы.
Третья волна – уже после войны, целинная эпопея. Комсомольцы, конечно, иконы с собой не везли. Но вслед за ними приезжали родители, а у них в чемоданах часто были родные образа.
В Казахстане почти не встречается копий или подделок икон – некому подделывать, тут особое мастерство нужно.
Кстати, на днях в Астане открывается выставка, на которой будут представлены новые экспонаты из коллекции Азата Акимбека.