Тем самым создается своеобразная традиция пересмотра в XXI веке границ существующих государств в Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе. Вместе с тем Запад в краткосрочной перспективе может столкнуться и с иным процессом: присоединением к европейским странам территорий других государств.
В данном случае речь пойдет о Румынии — стране, на чьей территории совсем недавно проходил саммит НАТО.
Бухарест, являющийся столицей европейской страны, уже на встрече стран северо-атлантического блока планировал поднять вопрос о поддержке странами-членами НАТО инициативы Румынии о воссоздании Единой Румынии времен начала XX века.
История вопроса
Исторически такого государства, как Молдова не существовало до последнего времени. Ее территория, расположенная на стыке Западной и Восточной Европы, на протяжении нескольких столетий привлекала к себе внимание многих стран, в том числе и России.
23 августа 1939 года в результате договора «О дружбе и границах» более известного как «Пакт Молотова — Риббентропа» Молдавия вошла в состав СССР. Тогда к документу был приложен секретный протокол, согласно которому к Советскому Союзу с согласия Германии переходили прибалтийские республики, Западная Украина и Белоруссия (территория Восточной Польши), а также Бессарабия с Северной Буковиной (отторгнутые от Румынии 28 июня 1940 года). Вследствие чего 2 августа 1940 года была создана Молдавская ССР.
В 1989-1990 годах во время развала Советского союза «Пакт Молотова-Риббентропа» был сначала аннулирован Съездом народных депутатов СССР. Затем его предали забвению парламентарии Румынии и Молдовы. Аннулирование Пакта 1939 года означало ликвидацию Молдавской ССР де-факто и де-юре. Вследствие чего 27 августа 1991 года Республикой Молдовой была провозглашена независимость.
Однако, воспользовавшись сложившейся ситуацией, о своей независимости заявило и Приднестровье, как правопреемник Молдавской АССР.
Внутриполитические процессы некогда союзной республики привлекли к себе внимание Румынии, которая также аннулировала «Пакт Молотова-Риббентропа». Это в свою очередь позволило Бухаресту поднять вопрос о воссоединении Румынии с только что провозглашенным государством — Республикой Молдовой.
В результате в начале июля 2006 года президент Румынии Траян Бэсеску публично заявил, что «Румыния — единственная страна, единственный народ, оставшийся разделенным после воссоединения Германии, а румыно-молдавское объединение произойдет внутри Европейского союза».
Это заявление фактически означало начало процесса присоединения территории Молдовы к Румынии, который был неоднозначно воспринят как Кишиневом, так и другими странами мира, имеющими свои интересы в регионе.
Интересы Бухареста
На сегодняшний день Румыния по отношению к Молдове имеет геополитические, экономические и стратегические интересы. Так, пропагандируя идею воссоединения с Молдовой, Бухарест пытается восстановить свою территориальную целостность. При этом объединение двух стран, по мнению Бухареста, автоматически будет воздействовать на развитие Румынии и становление ее в качестве полноценного европейского государства. Что вполне оправданно, так как Румыния достигает сразу несколько целей.
Во-первых, объединение превращает Румынию в одно из крупнейших государств юго-восточной Европы. Так само население Румынии — это чуть более 22 млн. человек, а население Молдовы без учета Приднестровья на 1 января 2008 года составило 3,42 млн. человек. После воссоединения население Румынии вырастет до 25-26 млн. человек.
Во-вторых, у Румынии в значительном количестве появится дешевая, а главное — квалифицированная рабочая сила из Молдовы. В 2007 году дефицит рабочей силы в Румынии составил 200 тыс. человек. А после объединения двух стран данный вопрос может быть решен в сжатые сроки. Фактор пополнения рынка труда рабочей силой из Молдовы может сыграть позитивную роль в развитии румынской экономической модели.
В-третьих, и, в-четвертых, Румыния сможет расширить свои границы на Черном море, одновременно получая в свое распоряжение часть континентального шельфа, богатого запасами нефти и газа.
Напомним, что между Румынией и Украиной уже несколько лет отмечаются «трения» в отношении определения статуса острова Фидониси, что в переводе с новогреческого языка означает «Змеиный». Стоит отметить, что статус Змеиного является спорным в вопросе делимитации континентального шельфа Украины и Румынии. При этом известно, что как раз в районе острова Змеиный сосредоточены большие запасы газа и нефти, так необходимые обеим странам.
Вследствие чего в Бухаресте настаивают, что Змеиный — это не остров, а скала, а это значит, что он не может служить отправной точкой при определении зон на Черном море и, следовательно, нужно пересматривать границу между Румынией и Украиной.
В Киеве настаивают на придании Змеиному статуса острова, и намерены вести отсчет при определении морских зон и распределении шельфа, отталкиваясь от этого. А после воссоединения Румынии с Молдовой, у Бухареста появляются дополнительные аргументы в пользу пересмотра существующих границ с Украиной.
Позиция Молдовы
Несмотря на общие исторические корни, отношения между Кишиневом и Бухарестом трудно назвать дружественными. Тем не менее две страны не идут на конфронтацию. А позиция Молдовы в отношении предложения президента Румынии Траян Бэсеску на сегодняшний день достаточно противоречива.
Во-первых, официальные власти Молдовы не собираются объединяться с Румынией, даже при условии, что, вступая в союз с Бухарестом, Кишинев фактически становится членом Европейского Союза и НАТО.
Кроме того, президент Молдовы Владимир Воронин заявил, что «…даже после вступления Молдавии в Европейский Союз перспективы объединения с Румынией не существует…».
Очевидно, что местные власти, не имея эффективной программы вывода страны из экономического кризиса, тем не менее, ставят свои амбиции выше заботы о своих гражданах. Напомним, что еще до развала СССР в Молдове, тогда еще — МССР, уровень жизни был выше среднего. Однако сегодня Республика Молдова является одной из самых бедных стран Европы. Ежегодно порядка 1 миллиона молдавских граждан уезжают на заработки в Россию и Европу. При этом денежные поступления, перечисленные от гастарбайтеров своим молдавским родственникам, составляют значительную часть ВВП Молдовы. Так, только в январе-ноябре 2007 года поступления составили 1089,72 млн. долларов США в сравнении с 854,6 млн. долларов за весь 2006 год. Объем денежных поступлений фактически составил порядка 34 процентов от ВВП всей Молдовы.
Во-вторых, несмотря на позицию официального Кишинева, граждане Молдовы думают иначе. Так, после вступления Румынии в Европейский Союз 1 января 2007, около миллиона молдавских граждан запросили румынское гражданство. Повседневные реалии жизни и здоровый прагматизм рядовых граждан взял верх над политическим популизмом властей. Принимая во внимание большой уровень безработицы в Молдове и низкий прожиточный уровень, население решило искать более выгодные условия жизни и работы.
В-третьих, с июля 2006 года в Молдове действует комитет в поддержку объединения Молдавии с Румынией. Председателем комитета является профессор Василий Урсу, заместителями — председатель Унионистского движения Молдовы Илие Брату, председатель Демократического форума румын Молдовы Николай Дабижа, председатель Союза румын Бессарабии, Северной Буковины и края Герца Георгий Вицэ и председатель Румынской национальной партии Дионисий Гуцу.
Принимая во внимание руководящий состав комитета, можно предположить, что уже в среднесрочной перспективе идею объединения Румынии и Молдовы будут обсуждать среди различных социальных слоев населения Молдовы. А участие лидеров политических партий выведет данную полемику на внутриполитический уровень, вовлекая в свою орбиту как общественно-политические объединения, так и другие организации, способные консолидировать общественное мнение.
Вследствие чего в Молдове можно наблюдать противоречивую картину: «верхи» не хотят идти на объединение с членом ЕС, а низы не могут и не хотят жить в одной из самых бедных стран Европы.
Создавшаяся ситуация постепенно начинает способствовать разделению молдавского общества на союзников и противников идеи воссоединения с Румынией, что для Бухареста является в целом позитивным моментом.
Однако у других европейских стран, а также России, США и Украины существуют свои взгляды на инициативу Румынии…
Продолжение следует
Фото румынского парламента с сайта http://www.strop.ru