Инициатива Бухареста не осталась без внимания руководства Европейского Союза, НАТО, США и России. У каждого из альянсов и государств есть свое мнение в отношении сложившейся ситуации.
Так, страны Евросоюза постепенно осознают, в какую игру ввязывает их Румыния, ставшая совсем недавно (в январе 2007 года) полноправным членом Европейского Союза.
Европа при принятии в свою организацию Румынии уже осознавала, что с появлением нового члена у ЕС появляется ряд обязательств и связанных с ними проблем.
Так, во-первых, Европа вынуждена помогать этой стране, создавая различные экономические программы. Так, объем структурного фонда выделяемого странами Евросоюза для Румынии и Болгарии на 2007-2008 годы, первые годы членства, будет составлять 6 млрд евро. А в течение ближайших 7 лет одна только Румыния должна будет получить от Брюсселя 32 млрд евро.
Что является вынужденной мерой, учитывая низкий уровень экономического развития Румынии. Достаточно отметить, что по итогам 2006 года показатель ВВП на душу населения Румынии составил 36,4 процентов от среднеевропейского уровня.
Во-вторых, ЕС также инициировал начало реализации широкомасштабной программы направленной на реформу политической системы.
В данном случае Брюссель пытается наряду с экономикой провести реформы и в политической сфере, пытаясь «перековать» бывшую республику социалистического лагеря и привить ей западные демократические ценности.
Однако практика показывает, что ЕС не всегда «держит руку на пульсе», и это наглядно подтверждает случай, связанный с инициативой Бухареста по отношению к Кишиневу.
Понятно, что страны Европейского Союза будут выступать против слияния двух республик. Однако нельзя об этом заявлять безапелляционно, так как не исключена вероятность соблазна пересмотреть свои границы в сторону расширения и у других европейских стран.
На сегодня создается впечатление, что Евросоюзу данное объединение не нужно, так как появление в его составе «нового» государства автоматически означает дополнительную экономическую нагрузку.
А, принимая во внимание политическую составляющую и социальный блок проблем, объединение Бухареста с Кишиневом станет для Брюсселя серьезным испытанием.
При этом страны ЕС понимают, что подобное развитие сценария может серьезно ухудшить отношения с Россией и Украиной.
Позиция другой организации, НАТО, выглядит несколько иначе. Так североатлантический блок всегда в своих планах вынашивал идею о постепенном окружении России своими членами, создавая подобным образом «пояс безопасности». И процесс соединения Румынии (члена НАТО) с Молдовой (не входящей в североатлантический блок) будет означать с одной стороны географическое расширение блока, а с другой стороны — приближение его к границам России.
Становится очевидным, что после объединения Румынии с Молдовой, НАТО полностью закрывает юго-восточную часть Европы, что отвечает стремлениям Брюсселя.
В этом отношении присоединение Украины к НАТО будет играть второстепенную роль, так как основную свою задачу североатлантический блок уже достигнет.
Вместе с тем, НАТО не будет отказываться от нового члена в лице Киева, так как после вступления Украины в североатлантический блок, НАТО фактически будет осуществлять полный контроль над всем Черноморским регионом.
Однако здесь у НАТО может возникнуть «конфликт интересов». Так как известно, что членом североатлантического блока может стать государство, у которого нет территориальных проблем. А у Молдовы несколько лет тлеет конфликт с Приднестровской Молдавской Республикой, да и у Румынии к Украине есть территориальные претензии.
В этом случае процессу поглощения Румынией Молдовы могут помешать сами члены НАТО, которые пока еще соблюдают правила своей организации.
Позиция России в данном случае может иметь противоречивый характер. Так, с одной стороны Москва должна быть против союза Бухареста и Кишинева. Потому что Кремль понимает, что это является процессом приближения НАТО к ее территории, а значит — потенциально угрожает национальной безопасности. С чем Москва категорически не хочет мириться. Наиболее показательно она это дала понять в процессе обсуждения вступления в НАТО Украины и Грузии.
В то же время при невозможности изменить ситуацию в нужном для себя направлении, Москва может воспользоваться ею и перехватить инициативу. Шаг Кремля в этом отношении прослеживается достаточно четко. Москва в максимально короткие временные рамки присоединяет к себе Приднестровскую Молдавскую республику (ПМР) — непризнанное территориальное объединение, являющееся в бытность существования СССР одной из составных частей Молдавской ССР.
Учитывая, что фактически вся промышленность бывшей советской республики, а также квалифицированные кадры находятся именно на территории ПМР, Россия в данном случае получает в отличие от Румынии не экономического донора, а вполне развитый регион, способный не только обеспечивать себя, но и гармонично вписаться в экономическую, энергетическую и другие системы России. К тому же, принимая во внимание наличие на территории ПМР действующей воинской группировки в виде 14-й общевойсковой армии, Москва получает очередной плацдарм, способный стать значимым аргументом в процессе обсуждения вопросов региональной безопасности.
Достаточно вспомнить, что в состав 14-й общевойсковой армии входят: четыре мотострелковые бригады, танковый батальон, зенитно-артиллерийский полк и противотанковый дивизион, бригада ПВО, инженерно-саперный батальон, батальон связи, четыре отряда спецназа, подразделения МТО.
Кроме этого на территории ПМР действует завод «Прибор», производящий минометы и реактивные системы залпового огня БМ-21 «Град», заводы «Электромаш» и «Металлорукав» (производство пистолетов ПМ, ТТ, ПСМ, автоматов АК, АКМ, противотанковых гранатометов СПГ-9), завод им. Кирова (производство гранатометов «Пчела» и «Гном», переносных минометов «Катран» и «Василек», ПЗРК «Дуга»).
В данном случае Москва понимает, что Приднестровье — это территория, которая замыкает подвижность границы Балкан. И тот, кто ею владеет, имеет выход на все балканские государства.
Поэтому шаг России в отношении поглощения ПМР выглядит более чем реальным при дальнейшем развитии процесса слияния Румынии и Молдовы.
Привлекает к себе внимание и то, что осенью 2006 года Верховный Совет Приднестровья провел референдум о взаимоотношениях с Российской Федерацией и Республикой Молдова, результаты которого стали очередным доказательством стремления Тирасполя присоединиться к России.
Кроме того, уже в 2007 году Тирасполь стал инициировать переговоры с Москвой с целью усиления российского миротворческого контингента в Приднестровье.
Вместе с тем Москва еще не определилась в отношении действий Бухареста. Это во многом связано с пока явной декларативностью и односторонней инициативой президента Румынии, не поддерживаемой как Молдовой, так и другими странами Европы.
Последствия
Анализируя сложившуюся ситуацию, а также ту активность, с которой Бухарест продвигает свои инициативы, нельзя исключить вероятность того, что на предстоящем саммите НАТО в декабре 2008 года Румыния поднимет вопрос о создании Великой Румынии путем присоединения к ней территории Молдовы.
Объединение Румынии с Молдовой станет катализатором других геополитических процессов на европейском пространстве, что в свою очередь будет способствовать росту нестабильности в некогда объединенной Европе. Так как во многих европейских странах может начаться процесс пересмотра существующих границ, который вряд ли можно будет остановить простым голосованием в рамках одной организации.
В свою очередь следует ожидать предъявления Румынией территориальных претензий к Украине по поводу Буковины (Черновицкой области), где компактно проживает румынское население.
P.S.
Во время подготовки материала стало известно, что президент Румынии Траян Бэсеску заявил о возможном пересмотре существующих границ между Румынией и Украиной и присоединении украинского юга (а это часть Одесской области, в том числе, г. Белгород-Днестровск — прим. авт.) к Румынии.
Фото Кишинева с сайта http://ru.poezdka.de