О том, как рукоделие и шитье помогают детям справляться с гиперактивностью, учат неторопливости и сдержанности, корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с рукодельницей, преподавателем уроков шитья для детей Ольгой Юрьевой.
О примере старших
— Ольга, как вы сами начали заниматься рукоделием?
— Рукоделие и творчество люблю с детства. Перед глазами всегда был пример моей мамы, бабушки и тети. Бабушка шила на швейной машинке еще старой модели — с ножной педалью. Она все время что-то шила, чинила, штопала одежду Было такое время, что одежду особенно не купишь, поэтому старались использовать свои навыки.
Моя тетя любила вышивать крестиком. Когда я была совсем маленькой, любила играть с этими вышивками. Еще помню, что работы тети хранились дома под стеклом и висели на стенах.
Мама тоже постоянно шила на машинке, потому что достать какую-то одежду, отличающуюся от других, было невозможно. Мама искала выкройки в журналах, шила и себе и мне. Также любила вязать на спицах.
Мне кажется, если девочка видит пример старших, то и ей тоже захочется шить. Еще мы шили мягкие игрушки в школе на уроках труда. Мальчики тоже с удовольствием шили. И я считаю, что уметь обращаться с иголкой и ниткой важно для всех — и для девочек, и для мальчиков. У меня папа в молодости занимался альпинизмом, и он сам себе шил брюки для гор, пуховые жилетки.
Мне кажется, мальчик, который может пришить пуговицу или зашить дырку, — это замечательно!
Рукоделие — это модно
— Как возникло желание совершенствовать мастерство и передавать навыки другим?
— Когда я окончила школу, потом училась в университете и работала журналистом, какое-то время не занималась шитьем. Затем, во время декретного отпуска дома, захотелось какого-то занятия для себя, для души. Я вспомнила свои навыки и вернулась к шитью мягких игрушек. Мои дети обожают игрушки, сшитые мамой, это совсем не то же самое, что игрушки, купленные на барахолке (смеется). В творчестве я использую самые лучшие материалы, высококачественный гипоаллергенный наполнитель для игрушек. Все ткани перед пошивом тщательно стираю с детским порошком, ведь известно, что они порой хранятся на складах в антисанитарных условиях.
Конечно, сейчас большое раздолье в плане выбора тканей, наполнителей, швейной фурнитуры. Все это общедоступно, поэтому рукоделие стало бурно развиваться. Хендмейд очень ценится во всем мире. В Америке и Европе ценители могут сотни долларов отдавать за коллекционного плюшевого медведя-тедди ручной работы, набитого опилками! Не могу с уверенностью сказать, что в Казахстане много таких покупателей, но они есть. Мы как бы вернулись в прошлое "по спирали". В советское время было популярно шить вручную, и сейчас это вновь стало модным.
— Можете подробнее рассказать о своих изделиях и о том, какие материалы обычно используете?
— Мои любимые материалы — натуральные ткани. Хлопок, лен. Сейчас в мире ценится все натуральное. Если шью для маленьких детей, использую флис. Это полиэстер, но очень качественный. Игрушки из такого материала долговечны, безопасны и гипоаллергенны.
Что касается обучения детей, там, конечно, используются другие материалы. На начальных этапах работаем с фетром. Он яркий, красивый, не сыплется и вполне удобен для маленьких детей. Всегда начинаю обучение, используя фетр. А потом уже переходим к другим, более сыпучим материалам.
Хендмейд дает уверенность
— Помните, как начали преподавать?
— Я мама троих мальчиков, и, мальчишки, конечно, не очень интересуются шитьем. У них свои, мужские занятия — резьба по дереву, сборка каких-то изделий, выжигание. Мне хотелось передать свой небольшой опыт. Я обучала дома, начинала с дочерей моих подруг. Видела, что им это нравится. Пили чай, шили, разговаривали. Затем преподавала в детском центре. Сейчас сделала небольшой перерыв, сама учусь на онлайн-курсах у мастеров из России шить в технике "тедди", но в скором времени планирую вернуться к обучению.
— Насколько, по вашему мнению, подрастающему поколению важно выражать себя в творчестве?
— Это особенно необходимо в современном мире, когда мы окружены гаджетами. Дети постоянно заняты ими. Важно показывать ребенку, что есть не только телефоны и планшеты. Существует много интересных творческих занятий. Просто надо ребенку дать выбор. Показать, что есть рисование, лепка, шитье и многое другое. Дальше ребенок уже сам выберет, что ему ближе, к чему тянется его душа.
Я знаю, что многие невропатологи, педиатры рекомендуют детям с гиперактивностью, заболеваниями нервной системы заниматься творческими занятиями. Они дают внутреннее спокойствие, уверенность в себе, возможность самовыражения. Ребенок осознает, что смог сделать что-то сам, своими руками. Отсюда важное понимание того, что он сможет справиться и с другими жизненными задачами.
— Расскажите об интересных случаях из вашей практики преподавания…
— У меня была ученица, очень гиперактивная, чувствительно ко всему относилась, конфликтовала с детьми и учителями. Но на уроках шитья она становилась намного спокойнее, более вдумчивой. Когда мы с ней разговаривали, шили, нервное напряжение, обиды ее отпускали. Многие замечали, что с урока девочка выходила совсем другим человеком.
Так же и у взрослых: когда ты держишь иголку и делаешь монотонные движения, это очень успокаивает и настраивает на сдержанный, мягкий лад. Своего рода медитация.
— Насколько важно открытие новых центров детского творчества в Казахстане?
— Сейчас это направление постепенно развивается. Появляются новые курсы, действуют кружки при некоторых школах. Но хотелось бы, чтобы у рукодельниц, которые хотят преподавать детям, было еще больше возможностей реализовать это желание. Например, чтобы можно было найти хорошее место для обучения деток за разумную арендную плату. Не всегда удобно преподавать детям дома, поэтому этот вопрос очень актуальный.
О трудностях, их преодолении и результатах
— Есть какие-то свои секреты, как правильно помочь ребенку настроиться?
— Важно самому быть спокойным и настроить ребенка на то, что у него все получится. Что даже если какие-то трудности появляются в процессе обучения — это нормально. Да, иногда надо вернуться, переделать, перешить заново, но это преодолимо. Опять-таки у ребенка появляется уверенность, что он сможет все исправить.
— Что можете сказать о том, как видит мир подрастающее поколение и как выражает это в творчестве?
— Современные дети любят то, что они видят в мультфильмах, компьютерных играх. Но это нормально. Современный мир — он такой, и мы не можем "отменить" этих героев. Со своих "взрослых" лет нам сложно понять, почему так популярны в Казахстане и России такие мягкие игрушки, как картункэт, сиреноголовый или Аmong us. Не могу сказать, что вижу в этом что-то плохое. Дети воспринимают их как защиту, спят с ними в обнимку. Я думаю, они получают спокойствие от этих героев, пусть взрослые и не всегда понимают этих персонажей. Ведь мы привыкли к игрушечной "классике": котикам, зайчикам и, конечно же, плюшевым медведям.
Также современные дети немного нетерпеливы. Рукоделие подразумевает усидчивость, это не быстрое достижение результата. За двухчасовой урок мы не можем сделать сложное готовое изделие. Но я не хочу шить за детей. Хочу, чтобы они делали это сами, с моими подсказками, чтобы эти навыки остались с ними надолго, на всю жизнь.
Хочу сказать, что если с детьми работать, им это объяснять, они становятся более терпимыми и понимают, что для того, чтобы получить хороший результат, надо потрудиться!