О том, как записанное буквально на коленке произведение стало гимном нашего города, рассказал его автор Томас ТОМАСОВ.
Сотрудничество с сериалом
Знаменитый саундтрек к суперпопулярному первому отечественному сериалу “Перекресток” был написан на пересечении улиц Тимирязева – Мира, где в те годы работал автор слов и музыки коренной алматинец Томас Томасов. Чуть больше года назад группа выпустила ремикс, а прямо перед локдауном – клип на свое знаменитое творение. И теперь уже не с заставки к хабаровскому сериалу, а из YouTube льется голос солиста Рафаэля ТОХТАБАКИЕВА.
– История нашего сотрудничества с сериалом началась до рождения песни. Где-то в 1995 году нам предложили сотрудничество для музыкального оформления сериала. Поскольку авторские права и в то время, и сейчас достаточно дорого стоили. И мы согласились. Во время титров обещали упоминать название нашей группы, – вспоминает Томас Томасов. – Где-то в 1996 году мы отнесли весь наш материал, который в течение того года регулярно показывали – можно увидеть какую-то сцену в баре или на улице, фрагменты наших песен появлялись за кадром или играли роль фоновой музыки. Также несколько раз нас приглашали сняться в массовке.
В 1997 году у нас произошел разговор с продюсером телесериала – мне предложили сделку, суть которой – мы должны написать песню уже специально к "Перекрестку". Взамен нам снимут клип на одно из наших произведений.
Нужно было родить такую песню, которая соответствовала бы ожиданиям и подошла бы для сериала.
Задание мне показалось непростым, я всегда себя считал человеком творческим, действующим всегда исключительно по мере появления вдохновения, писать на заказ мне было абсолютно чуждо. Это предложение смутило, я переживал, еще больше – ребята, которые знали мой характер. Нам не объяснили, какая должна быть песня, но сериал-то мы знали. Трудно объяснить до конца, как всё получилось, я продолжаю считать, что это было вмешательство высших сил. Потому что песня родилась, можно сказать, в сверхъестественных обстоятельствах.
Я был вынужден содержать семью, у меня были жена, дети, и работал я продавцом в коммерческом ларьке, комке, как тогда называли, где продавались сигареты, напитки, продукты, в районе Тимирязева – Мира, тогда там строили гостиницу “Анкара”. На сутки заступал, и потом меня сменяли.
Оказавшись ночью в состоянии творческого одиночества, не имея под рукой никакого музыкального инструмента, только блокнотик и карандаш, я умудрился вдруг строчку за строчкой “родить” текст.
Далее придумал мелодию, которая и стала основной для этой песни. То, что требовалось от меня, находясь до утра на этой смене в ларьке – не забыть мелодию, не заснуть случайно, поскольку я не мог перенести это на язык нот – у меня не было музыкального образования. Я страдал, мучился, напевая ее про себя: “Вижу во сне: и вот я – подросток, губами к твоим прикоснулся к губам”. Уже дома я взял гитару и записал ее на старенький скрипучий магнитофон – дело было сделано. В этот же день, проснувшись вечером, я вспомнил про песню, нужно было послушать, и, к моему великому удовлетворению, я услышал нечто, что мне по-прежнему нравилось, не только ночью, но и, скажем так, на трезвую голову.
Будущий пастор и хит
Примерно за год до появления хита Томас Томасов, пройдя через трудные жизненные обстоятельства, оказался в протестантской церкви и остался там.
– Я продолжал заниматься музыкой, потом все-таки увидел, что в этом мое призвание – служить Богу, людям, помогать, быть вовлеченным в социальные проекты. Я по сей день являюсь старшим пастором, – рассказывает он.
Интересуюсь, настоящее ли имя у автора трека “Перекрестка” или псевдоним на западный лад?
– Меня так зовут с рождения – Томас Томасов. Поскольку здесь это редкое имя, всю жизнь думают, что я откуда-то, а в сочетании “Пастор Томас” у людей немедленно вызывает ассоциацию, что я американец или немец. Но я местный, просто у нас интернациональная семья.
Возвращаясь к созданию “Перекрестка”, на следующий день я аккуратно перенес текст на тетрадный лист, в столбик, в форме стихотворения, и состоялась моя встреча с нашей группой. Конечно, я не мечтал, что эта песня станет хитом.
Я посадил их и прочел, как стихотворение, когда закончил, повторил припев, они прятали свои подлинные чувства, суть которых – недовольство, один из ребят всё же сказал: “Знаешь, ничего хуже ты еще не писал!”. Так был встречен текст.
Но времени и выбора у нас не было, в этот же день мы поехали на “Казахфильм”, показать, что есть. Зашли к продюсеру Абаю Карпыкову, там еще были сценаристы, режиссер. Когда я дочитывал текст, чувствовал невероятное смущение, думал, кому я здесь нужен, никому не известный человек с претензией на хит, на саундтрек. К моему удивлению, весь творческий коллектив начал мне аплодировать, продюсер сказал: “Это то, что нужно”.
Мелодия была готова, но нужно было сформировать некую аранжировку. Я обратился к другу Максиму Рыжову, он быстро дома на своих клавишах бесплатно сделал ее нам. Мелодия тоже была принята, а вечером мы собрались на казахфильмовской тон-студии и записали песню. Трек через пару недель появился как заглавная песня к сериалу. И уже через месяц после этого до нас дошло, что мы попали в яблочко. Она создала ту атмосферу, которая, наверное, требовалась.
Ребята в группе всегда старались и текст, и мелодию писать посложнее, чтобы мысль не была такой простой, это не совсем, что ли, наш стиль был: “В солнечном городе с ласковым именем…” .Но, оказалось, что это лучшее, что в нашей карьере было до сих пор.
Пути разошлись
Несмотря на небывалую популярность заглавной песни к сериалу “Перекресток”, имя создателей, исполнителей и самой группы было мало кому известно. Такой вот случился парадокс, а в то время ни социальных сетей, ни других онлайн-площадок для продвижения и закрепления своего авторства не существовало. "Извините, это шлак": казахстанский музыкант раскритиковал той-певцов
– С весны 1997 и по июнь 1998-го года мы были свидетелями, как наша песня набирает обороты, как становится более и более известной, и через нее у нас появляются какие-то шансы. Но изначально нами была допущена роковая стратегическая ошибка, мы сами не поверили в нее и не догадались в тот момент сделать следующее. По договоренности на “Казахфильме” нам должны были снять клип на одну из наших песен. Нужно было тогда оценить достоинство этой песни, и на нее же снять клип, и навеки максимально связать фильм, ее и нас. Но, поскольку мы ее недооценили, случилась такая нелепость. Мы сняли клип на абсолютно некоммерческую шуточную песню, она называлась “Овощи & Фрукты”, и в честь нее назвали группу, точнее, сменили название в последний момент. Из-за ухода одного из наших музыкантов, который являлся автором предыдущего названия коллектива, мы переименовались, и песня “Перекресток” пошла в эфир. А “Овощи & Фрукты”, на которую сняли клип… провалилась. Она хорошая, но люди слушали в то время другую музыку. И поезд ушел.
Нас никто не мог никак ассоциировать с песней, поэтому в течение всего этого года мы наблюдали, как далеко разбегаются наши дороги. У песни появляется своя жизнь, своя судьба, а мы – люди за кадром, никому не известная группа, название которой вызывает только улыбку…
В конце 1998-го года я ушел из группы, потому что не видел никакой перспективы. Тогда я не думал, что сериал будет сниматься еще несколько лет, что это хороший трамплин для карьеры и т. п. Всё это для нас оказалось уже нереализованным, несбывшимся, постепенно коллектив распался в начале 2000 годов. Но даже в тот период, когда наша группа еще существовала, мы неоднократно слышали признание различных людей, что это как гимн города, что это лучшая песня про Алматы, и, не буду кривить душой, на протяжении всех этих лет приходится слышать подобные отзывы. Притом что это единственная песня, в которой не используется название города, но и местные жители, и другие знают, что она про Алматы.
Книга
Не могу не задать автору, пожалуй, самый главный, интересующий многих вопрос: всё же какой конкретно перекресток в мегаполисе он представлял, когда создавал свой хит?
– Конечно, я подразумевал пересечение определенных улиц. Но у меня такое ощущение, что люди, которые слушают и любят эту песню, представляют какой-то свой перекресток, поэтому, чтобы их не разочаровывать и не развеивать впечатление, сохраню это в секрете. Но на самом деле, я человек, который родился и уже полвека живет в этом городе, у меня многое связано с конкретными улицами и местами. И у меня есть свой перекресток!
Кстати, 5 лет назад молодые ребята из группы “Skillz” перепели “Перекресток”.
– Так уж получилось, что наши дети: мой сын Руслан Томасов и сын нашего солиста Рафаэля Тохтабакиева – Амаль Тохтабакиев, династийно с детства увлекались музыкой и оказались участниками этой группы. Был создан танцевальный современный хит, снят клип, и, конечно, в этом смысле они пошли дальше нас. Они первые сняли клип, у нас его не было все эти 24 года. Не было видеоряда, который бы удостоверял нашу причастность к этой песне.
Только год назад мы решили тряхнуть стариной и записали ремикс и клип. Постарались сделать песню максимально похожей, но с небольшими изменениями, чтобы чувствовалось, что это новая версия.
“Перекресток” – песня, которая стала для нас больше, чем хитом, настолько она судьбоносная для нас. Она влияет на всё в нашей жизни. Не знаю, догоним ли мы ее, бегущую впереди нас. Эта песня, которая почему-то не стареет, насколько я вижу, она нравится новому поколению. За всю свою жизнь я ни разу не слышал негативного отзыва в отношении нее. В этом есть что-то сверхъестественное и уникальное. За 24 года никто не обозвал, не унизил, никакие хейтеры не подняли голос или руку на нее. Так что пусть она будет жить своей счастливой жизнью, даже если не будет напрямую в чьих-то сердцах и умах связана с нами. Она имеет право на свое собственное существование! – заключил Томас Томасов.
“Солнечный город” воссоединил группу
Интересно, что в прошлом году автор хита презентовал книгу под названием “В солнечном городе”. И здесь влияние солнечного города на судьбы жителей снова проявилось – случился долгожданный реюнион – воссоединение “Овощи & Фрукты” 20 лет спустя!
– Я набрался такой наглости, дерзости и решил издать книгу своих историй. Считаю, что живу очень интересной счастливой жизнью, мне есть чем поделиться с потомками и современниками. Она готовилась к изданию летом прошлого года, и это всё совпало с моим 50-летним юбилеем. Хотел сделать презентацию книги со стихами, песнями, в компании друзей. Понимая, что невозможно будет обойтись без “Перекрестка”, я предложил ребятам, которые по-прежнему живут в Алматы, собраться и сыграть на этом мероприятии песни из нашего репертуара. Была как раз пандемия, все сидели по домам, они согласились. Мы начали готовиться к июльской презентации, но ввели жесткий карантин. Однако, к нашему удивлению, у нас началось что-то получаться, мы стали играть наши старые песни, что-то новенькое, и… закайфовали спустя 20 лет. Не было никакой потребности гнаться за чем-то новым, современным, мы играли те же песни, переосмысливая их.
Уже год мы регулярно репетируем. Ждем, когда закончатся все трудности, связанные с карантином, и надеемся в августе – сентябре начать выступать.
А книга вышла, несмотря ни на что, я сделал презентацию из дома. Во дворе натянул баннер и рассказывал про нее, вел прямой эфир на “Фейсбуке”. В книге истории из жизни и рассказы изложены таким образом, чтобы касаться так или иначе нашего города, и, конечно же, там есть история песни “Перекресток”.
АЛМАТЫ