Что происходит? Независимые эксперты связывают все эти действия с январскими событиями и войной в Украине.
Не далее как в прошлом месяце в столице прошло всеармейское совещание под председательством Верховного главнокомандующего Вооруженными силами РК Касым-Жомарта Токаева, в ходе которого глава государства заявил, что «необходимо продолжить технологическую модернизацию армии».
— Следует нарастить долю современного вооружения и техники, особенно высокоточных средств поражения, беспилотников и роботизированных комплексов. Для повышения мобильности войск требуется увеличить парк военно-транспортной авиации и боевых машин, — подчеркнул он. Не менее важной задачей, по его словам, должно стать внедрение в армии передовых информационных систем и технологий. Иными словами:
— Особое внимание нужно уделить повышению оперативности принятия решений и наращиванию потенциала боевых подразделений. Что позволит кратно улучшить эффективность применения войск, — заявил президент. Но главное, «нужно усовершенствовать систему служебно-боевой подготовки войск».
— Способы ведения боевых действий нуждаются в постоянном и глубоком анализе. Следует детально изучать актуальный международный опыт и активно применять у нас самые лучшие наработки. Современный бой предъявляет повышенные требования к выучке подразделений и профессиональной подготовке командиров, особенно младшего и среднего звена. В них необходимо воспитывать такие качества, как инициативность и самостоятельность. Солдаты и офицеры не должны бояться ответственности за принимаемые решения, — заключил Касым-Жомарт Токаев.
Между тем еще в июле прошлого года Wall Street Journal опубликовал статью о том, что власти Казахстана усиливают оборону из-за войны в Украине.
Данную теорию предположил и бывший командующий аэромобильными войсками в 2005–2006 годах, генерал-майор в отставке Махмут Телегусов:
— Вообще не только вооруженные силы, но и вся страна 30 лет не готовилась. В законе «Об обороне и вооруженных силах» 2005 года указаны обязанности государственных органов, парламента, центральных исполнительных органов, даже акимов. То есть правительство, министерства и акимы упустили многое. Теперь хотят все восполнить. Дальше будет еще хуже. Хотя у нового Казахстана должны быть новые вооруженные силы и правоохранительные органы. Они в первую очередь должны работать в интересах государства, — отметил он.
А вот директор «Группы оценки рисков» политолог Досым Сатпаев увидел причину в первую очередь в январских событиях.
— Еще в 2021 году было заявлено, что оборонный бюджет Казахстана будет увеличиваться. И, если смотреть на расходы из бюджета, не только министерству обороны, но и министерству внутренних дел выделили огромную сумму. Думаю, на это повлияли два момента – январские события и война в Украине. С другой стороны, это показало, что силовые структуры Казахстана абсолютно недееспособны, — высказался Сатпаев.
В свою очередь заместитель министра обороны РК Султан Камалетдинов по поводу бюджета сообщил, что «на нужды минобороны из бюджета страны выделяют ежегодно по 0,98 процента ВВП, что близко к общемировой практике, когда на оборону страны тратится от одного до пяти процентов ВВП».
— Тем не менее Казахстану нужно работать не над количеством, а над качеством армии. А еще обороноспособность страны зависит не только от армии, но и от гражданского населения. От того, сколько людей в Казахстане готовы защищать свою страну, а сколько людей готовы предать национальные интересы Казахстана в случае угроз, — заключил Сатпаев.
Генерал-майор в отставке Махмут Телегусов также полагает, что, поскольку «помимо всего прочего с каждым годом число молодых ребят, согласных служить в армии, становится меньше, то государству нужно думать о мотивации». Тем более что согласно данным министерства обороны РК сегодня в республике более 200 тысяч граждан, пригодных к военной службе, из которых в списках призывников числится чуть больше 30 тысяч человек.
И, наконец, что касается военной доктрины, то предыдущий раз в данный документ вносились изменения в 2017 году. В прошлом году в него вновь были внесены поправки – в общей сложности 78 изменений. Например, там появились новые понятия, такие как «кризисный случай» и «резервная военная служба». Также упоминается об оружии массового поражения, кибератаках, превосходстве в космическом пространстве, гибридных и информационных войнах.
Астана