По официальным данным «Газпром» заключил с «Нафтогазом Украины» контракт на 5 лет, согласно которому с 1 января 2006г. газ на Украину будет поставляться по цене в 230 долларов за 1 тыс. куб. м.
Как заявил 4 января на брифинге председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, в соответствии с достигнутой договоренностью, холдинг будет поставлять газ на Украину через компанию «Росукрэнерго».
Высокая цена российского газа для «Росукрэнерго» будет компенсироваться более низкой стоимостью газа из Средней Азии.
Как пояснил пресс-секретарь председателя правления «Газпрома» Сергей Куприянов, «Росукрэнерго» будет покупать российский газ по цене 230 долларов за тысячу кубометров, после чего этот газ будет смешан с газом, поступающим из центрально-азиатского региона, и в результате «Росукрэнерго» будет поставлять в Украину газ, стоимость которого на первом этапе составит 95 долларов за тысячу кубометров.
Таким образом, в Украину будет поступать газ разного происхождения — российского и азиатского, а высокая цена российского газа для «Росукрэнерго» будет компенсироваться более низкой стоимостью газа из Средней Азии.
Что же собой представляет «Росукрэнерго»?
Итак, «Росукрэнерго» это совместное предприятие «Газпромбанка» и «Райфайзенбанка».
50% компании принадлежит Газпромбанку, 50% — Райффайзенбанку. В данном случае стоит отметить, что «Нафтогаз Украины» также входит в число его акционеров.
Но, давайте вернемся к российской нефти, а вернее к ее стоимости, которая по многим параметрам вызывает некоторые вопросы.
Итак, ситуация с «ценовыми ножницами» 230 и 95 долларов США становится понятной лишь в том случае, когда разница в цене российского газа, получаемого «Росукрэнерго» от «Газпрома», и цене газа, реализуемого этой компанией украинской стороне, будет компенсирована за счет включения в баланс «Росукрэнерго» газа туркменского, узбекского и казахстанского происхождения.
Баланс газа в Украине на 2006 год утвержден в объеме 76,5 млрд. куб. метров, из которых 40 млрд. куб. м приходится на туркменский газ, 20 млрд. куб.м. — на газ собственной добычи и 16,5 млрд. куб.м. — на российский газ.
В результате мы сможем наблюдать картину, когда «Газпром» свой газ будет продавать компании «Росукрэнерго» по 230 долларов за 1000 кубометров.
А «Росукрэнерго» в свою очередь будет смешивать его туркменским, и казахским газом, и продавать Украине по 95 долларов за 1000 кубометров. То есть, Украина будет покупать весь газ, который будет входить в Украину по 95 долларов.
Последствия для Украины
Интересно, что совсем недавно украинские эксперты в один голос утверждали, что при цене 95 долларов за тысячу куб. газа химическая промышленность Украины теряет свою рентабельность, а в горно-металлургическом комплексе аналогичная ситуация наступает при цене 103 долларов.
Стоит отметить, что химическая промышленность и горно-металлургический комплекс в сумме дают 30% украинского ВВП, а также 45% всех валютных поступлений от экспортных операций.
Поэтому переход на потребление газа по новым «правилам игры» негативным образом отразится на производительности и впоследствии — рентабельности данных отраслей.
В то же время в конце 2005 года Правительство Украины планировало повысить цены на газ для населения. Одновременно премьер-министр Украины потребовал от промышленных предприятий сократить, а в отдельных случаях прекратить газопотребление.
При этом на Украине на начало 2006 года прекратили работу Бердичевская, Краснолиманская и Тернопольская газокомпрессорные станции.
В сетях отдельных регионов страны отмечается значительное падение давления газа. После заключенного договора с «Газпромом» Киев может уже гарантировать своим предприятиям и гражданам поступление газа, так востребованного в зимний период.
Последствия для России
В данном конфликте, как бы парадоксально это не звучало, инициатором выступил Киев. Напомним, в марте 2005 года Киев инициировал переход в газовой сфере на рыночные отношения с Россией, предложив Москве расплачиваться за транзит российского газа по территории Украины деньгами, а не газом.
Вследствие чего Россия заявила о повышении стоимости газа для Украины с 50 до 160 долларов США за тысячу кубометров.
Украина никак не отреагировала на это предложение, а Газпром, основываясь на европейских ценах, предложил в конце ноября Киеву платить 230 долларов США за тысячу кубометров.
После того, как в течение декабря контракт на поставку газа на Украину в 2006 году не был подписан, российская сторона предложила Киеву взять кредит на коммерческих условиях для оплаты газа на сумму 3,6 миллиарда долл. США, однако украинская сторона отказалась от этого предложения. И вот конфликт разрешился.
Но какой ценой он был достигнут для России, и какие дивиденды получила Москва от этого — большой вопрос.
Итак, Москва показала Киеву, что она переходит от уже давно сложившегося состояния донора своих соседей к реально существующему рынку.
Конечно, здесь не обошлось и без политической подоплеки. Но, принимая во внимание тот факт, что инициатором перехода на рыночные отношения был Киев, можно сделать вывод, что Москва и дальше бы оставалась на позиции донора, если бы Киев не разбудил «спящего в берлоге медведя».
В результате Киев оказался в той ситуации, когда попал в свои собственные сети.
В данном случае становится совершенно очевидным тот факт, что Москва и не планировала идти на конфронтацию с Киевом, но инициатор сам способствовал накалу страстей вокруг газовой проблематики.
Конечно, в настоящее время Россия использовала предоставленную ей возможность не только показать всему миру, что «есть еще порох в пороховницах» (особенно в отношении Украины, стран Запада и США), но и получить от этого финансовые дивиденды.
А кто в выигрыше?
Данный конфликт показал, что и сегодня у России по большому счету отсутствует внешнеполитическая стратегия развития взаимоотношений как со странами ближнего, так и с государствами дальнего зарубежья.
Конечно, тактика, которую использует Москва, больше напоминает оперативное реагирование на те или иные ситуации, затрагивающие национальные интересы России.
Испробованная столетиями практика показывает свою жизнеспособность, но только при условии, что вторая сторона допускает в своих действиях явные просчеты, как в экономическом, так и в политическом плане.
И если инициирующая конфликт сторона будет более подготовлена в данных аспектах, чем, к примеру, Киев, который должен был понимать элементарные вещи, связанные с экономическими просчетами и политическим резонансом вокруг политической элиты Украины, то Москва уже не сможет получить дивиденды от подобного рода угловатых недальновидных инициатив.
И как бы ни прискорбно это звучало — как Москва, так и Киев в очередной раз подтвердили, что в своем государственном развитии они по-прежнему далеки от развитых стран с действительно развитой экономикой.