Россиянин, феноменально играющий на домбре и балалайке, рассказал о музыкальных пристрастиях Елбасы: подкаст с музыкантом из Иркутска - Караван
  • $ 523.17
  • 550.06
0 °C
Алматы
2024 Год
3 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Россиянин, феноменально играющий на домбре и балалайке, рассказал о музыкальных пристрастиях Елбасы: подкаст с музыкантом из Иркутска

Россиянин, феноменально играющий на домбре и балалайке, рассказал о музыкальных пристрастиях Елбасы: подкаст с музыкантом из Иркутска

Виталий Смотров виртуозно играет на нескольких инструментах, в том числе и на домбре, делает хитовые аранжировки к популярным песням и пишет музыку к спектаклям.

  • 16 Июля 2020
  • 6513
Фото - Caravan.kz

Почему он выбрал именно казахский национальный инструмент, сможет ли сыграть на нем любые композиции, а также какие песни любит слушать Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. На эти темы корреспондент Caravan.kz поговорил с музыкантом из Иркутска и узнал много интересного.

Предлагаем вашему вниманию расшифровку интервью.

— Наш эфир не случайно начался именно с попурри. В гостях у Caravan.kz его автор Виталий Смотров. Виталий — талантливый музыкант, аранжировщик и композитор. Родился и вырос в Северо-Казахстанской области, а некоторое время назад уехал жить и работать в Иркутск. Сейчас он у нас на связи, приветствую вас!

— Здравствуйте.

— Виталий, вы виртуозно играете на нескольких инструментах, делаете хитовые аранжировки к популярным песням и пишете музыку к спектаклям. Кем вы себя сами считаете?

— Если бы я был в детстве, не знаю, а сейчас я уже музыкант, музыкант и ещё раз музыкант.

— Ваш конёк – игра на балалайке и домбре. Почему именно эти инструменты?

— Я родился и вырос в Казахстане. И, конечно же, культура Казахстана у меня в крови, поэтому домбра – это воспоминания о детстве. А балалайка – потому, что мне нравится на ней играть. Если мне память не изменяет, я уже с третьего класса ходил в кружок. Третьеклассником играл на самой большой балалайке – контрабас-балалайке, меня из-за неё не было видно. Чтобы чего-то добиться, я должен был пройти большую балалайку, поменьше и дойти до примы. Вот такая была градация.

— Что касается домбры… Это ведь довольно специфичный инструмент?

— Да, любой струнный инструмент имеет свою специфику. Как правильно играть, постановка руки – у домбры это своеобразные удары пальцами, у балалайки – по-другому. Было бы желание… Если есть желание играть на каком-то инструменте, не важно, будь это укулеле, гитара… У меня было желание освоить домбру.

— Действительно ли вы можете сыграть любую композицию на домбре?

— Скорее да, чем нет. Композиции тоже разные, некоторые написаны для конкретного инструмента, например, фортепиано, а это двуручное исполнение. У домбры всего две струны, так что не всякую композицию можно на ней сыграть. Если просто мелодия из какой-то композиции, то, конечно.

— Для подтверждения этих слов я попрошу нашего звукорежиссёра поставить отрывок из ещё одного попурри, в нём солирует именно домбра.

(Играет музыка)

— Виталий, в вашей творческой биографии немалое место занимает работа в народном ансамбле «Красный Яр», ныне он носит название «Кызыл Жар». Его выступления очень любит Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев. Что вы чаще всего играли и пели для него?

— Народные песни, исключительно народные. Елбасы прекрасно поёт, как мы все знаем, он и композитор. Бывали моменты, когда мы начинали петь, а он просто подхватывал, и мы аккомпанировали. Ну или пели на разноголосье, у него очень большой репертуар. Кроме казахских песен, он знает и русские, и украинские народные, и песни 60-х, 70-х годов.

— Я не могу не спросить вас об одной из любимых песен Нурсултана Абишевича…

— Да, у нас была история, связанная с этой песней. Всем, наверное, известно, что Нурсултан Абишевич работал металлургом, работал на комбинате. В песне есть слова «на заводскую проходную, что в люди вывела меня». Песня действительно ему нравится. Была такая ситуация, что мы выступали на концерте для него, и концерт начали с неё. Концерт проходил в рамках приёма для приезжавшей к нам делегации. Был небольшой правительственный концерт в Северо-Казахстанской области. Когда мы начали её играть, Нурсултан Абишевич встал и сделал рукой знак паузы. Мы остановились в испуге и растерянности, не понимая, что происходит. А он спокойно нам объясняет: «Смотрите, друзья мои, вы же все знаете Билла Клинтона?». Ну мы, конечно, по телевизору видели. «Вы знаете, что он играет на саксофоне». Мы киваем. «И куда бы он ни приезжал, ему дарят что?» Мы: «Саксофон». «А везде, куда я приезжаю, начинают концерт с чего?» Мы: «С этой песни». «Ну молодцы. У вас есть что-то ещё в репертуаре?» Ну, конечно, было. И он сам начал: «Маруся, раз-два-три!». И дальше концерт пошёл с этой песни. И вместе с ним мы её и закончили.

— Насколько мне известно, вы работали с известными российскими музыкантами и продюсерами.

— Было такое, конец девяностых, двухтысячные годы, в электронной музыке. С группой «Руки вверх», Жуковым, Майдановым. Недавно Фадеев, до развала лейбла. Ортего. С согласия Depeche Mode сделали русский народный ремикс. В официальную коллекцию он не вошёл, а ходит по релизам, по рукам.

— Где можно увидеть и услышать ваш труд?

— В Интернете, в социальных сетях. Я практически везде. Там лежит то, что можно выложить. Как композитор, я пишу музыку к спектаклям, к документальным фильмам, сериалам, но эту музыку по контракту нельзя нигде использовать, только в том театре. Есть какие-то старые спектакли, которые я выставлял. «Коркыт», из драматического театра одну-две постановки, с разрешения авторов.