Директор Департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго Куаныш Кудайбергенов в четверг сообщил об увеличении поставок авиакеросина российскими производителями в Казахстан, сообщает Sputnik Казахстан
В понедельник, 25 сентября, крупнейший авиаперевозчик Казахстана — компания "Эйр Астана" − заявила о грядущем дефиците авиатоплива в стране в связи с якобы готовящимся ремонтом крупнейшего производителя этого вида ГСМ, Шымкентского НПЗ, на фоне резкого сокращения поставок из России.
Два казахстанских завода — Шымкентский и Атырауский — производят суммарно 22 тысячи тонн авиакеросина в месяц (20 тысяч тонн производится в Шымкенте) при среднемесячной потребности отечественных компаний в этом году на уровне 47,5 тысячи тонн. Остальной объем завозится из России.
В понедельник же вице-министр энергетики Асет Магауов заявил о том, что Шымкентский НПЗ не только не встает на ремонт, но и будет "дополнительно загружен" с тем, чтобы довести производство на нем авиакеросина до 30 тысяч тонн в месяц. Одновременно он признал, что Россия в последнее время фактически заморозила поставки авиатоплива в Казахстан: по данным Магауова, за первую половину сентября российские поставки составили всего 7 тысяч тонн авиакеросина.
В четверг же, 28 сентября, директор департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго Куаныш Кудайбергенов на брифинге заявил, что поставки российского авиатоплива в сентябре удалось резко нарастить.
— В целом с министерством энергетики Российской Федерации на ежедневной основе проводится работа по организации импорта, на сегодняшний день уже зашло 18 тысяч тонн с начала месяца, в данный момент готовится к отгрузке дополнительно 8 тысяч тонн авиакеросина, — сказал Кудайбергенов.
Одновременно, по его словам, снизились остатки запасов прежде закупленного авиакеросина: вместо 25 тысяч тонн переходящих остатков, о которых в понедельник говорил Магауов, директор департамента сообщил о 23 тысячах тонн. По оценке Кудайбергенова, этого количества топлива хватит на 15 дней работы отечественных авиаторов, при этом общее количество запасов авиатоплива одновременно будет восполняться за счет увеличения производства на Шымкентском заводе (на 10-12 тысяч тонн в месяц).
— С учетом текущих остатков на авиабазах, импорта и производства авиакеросина, мы, как министерство, не видим предпосылок для остановки рейсов, — подчеркнул Кудайбергенов.
Ранее вице-министр энергетики Магауов оценивал годовую потребность казахстанских авиакомпаний в авиакеросине в 600 тысяч тонн − и подчеркивал, что после освоения производства топлива для самолетов на Павлодарском НПЗ объем его производства в Казахстане дойдет до 900 тысяч-1 миллиона тонн в год.
Правда, обозначить точный срок выхода производства на эту мощность вице-министр так и не смог, отметив при этом, что в "среднесрочной перспективе" Казахстану придется импортировать определенное количество авиатоплива. Учитывая, что под среднесрочной перспективой подразумевается срок в не менее чем три года, то до как минимум 2020-21 годов проблема насыщения внутреннего рынка авиакеросином в Казахстане не перестанет быть актуальной…