Узбекский политолог Рафаэль Саттаров, проживающий в США, считает, что развитие регионального сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном не стоит сразу приписывать к региональной интеграции, а Узбекистан в одиночку, без Казахстана, вряд ли сможет стать эффективным катализатором интеграции региона. Это значит, что любая интеграция или реальное большое региональное сотрудничество могут быть эффективными только при случае, когда катализаторами этого процесса станут одновременно Ташкент и Нур-Султан.
Подробнее об этом эксперт рассказал корреспонденту медиа-портала Caravan.kz.
— Я скорее немного не соглашусь с тем, что Узбекистан стал лидером интеграции в регионе и потеснил Казахстан, — отметил господин Саттаров в начале беседы. — Узбекистан скорее на качественно новом уровне расширил культурно-гуманитарные отношения и придал новый динамизм региональному и приграничному сотрудничеству. Открытие серии узбекских школ за счет Узбекистана в Таджикистане и Кыргызстане и аналогично таджикских и кыргызских в Узбекистане, увеличение совместных поездок и сотрудничество по линии борьбы с глобальной пандемией придают динамизм региональному сотрудничеству, но никак не напоминают и близко элемент региональной интеграции.
Сегодня, мягко говоря, странам региона не до интеграции. Для кыргызского президента Жапарова главнее всего во внешнеполитической части – это как можно скорее выйти из долговой зависимости от Китая, и ради этого (судя по его последней статье) он больше всего заинтересован в укреплении союзнических отношений с Россией, видит в этом главную выгоду для развития Кыргызстана. Это для него сейчас важнее, чем условная региональная интеграция.
По словам эксперта, в самом Узбекистане почти на политическом уровне принято решение войти в ЕАЭС, и это одна из причин изменения даты президентских выборов в Узбекистане.
— Судя по тому, что саммиты ЕАЭС традиционно проводятся в конце года, узбекская сторона, видимо, на этом саммите анонсирует начало переговорного процесса, — продолжает Саттаров. — В этом плане важнее всего до саммита ЕАЭС провести спокойно выборы, имея дополнительную легитимность, и уже потом готовиться к саммиту и визиту в Россию. К тому моменту узбекскому президенту будет о чем поговорить и с президентом Владимиром Путиным по поводу выборов, у которого к осени тоже на носу выборы в Госдуму. Поэтому для самих узбекистанцев региональная интеграция остается любимой интеллектуальной забавой узкого интеллектуального круга столицы.
Пока надо констатировать, что среди политических элит Центральной Азии нет конкретного запроса на региональную интеграцию. Продолжая демонстрировать в риторике стремление к региональной кооперации, ее усилению, на деле страны имеют кардинально разный взгляд на приоритетность этой самой интеграции. По актуальности в каждой стране вопросы региональной интеграции занимают совершенно разные места, и вряд ли они имеют приоритетность. Это как в России: хоть официально в российских внешнеполитических концепциях СНГ является приоритетным направлением внешней политики Российской Федерации, но, смотря на ее экономические отношения, инвестиционные направления, энергетическое сотрудничество, ВТС, станет ясно, что на деле для Москвы в приоритете будут совершенно другие страны и регионы мира, в которых доля стран СНГ занимает низкое место. Развитие регионального сотрудничества не стоит сразу приписывать к региональной интеграции, а Узбекистан в одиночку, без Казахстана вряд ли сможет стать эффективным катализатором интеграции региона. Это значит, что любая интеграция или реальное большое региональное сотрудничество могут быть эффективными только при случае, когда катализаторами этого процесса станут одновременно Ташкент и Нур-Султан.
— А что касательно российских взглядов на эти процессы?
— Если же говорить по поводу самого российского взгляда на регион и ссылаться на официальных лиц этой страны, то можно сказать, что взгляд Москвы простой. Любая активность внерегиональных политических и дипломатических проектов в Центральной Азии, реализующаяся без консультации с Кремлем и учета интересов Москвы, все без исключения являются враждебными и направлены на то, чтобы вырвать регион из-под влияния России. Это слова Сергея Лаврова, и несколько раз они повторялись в разных заявлениях и интервью российским изданиям. Поэтому будь это американская инициатива C5+1 или стратегия ЕС по Центральной Азии, телодвижения Турции в регионе — все они, по мнению Москвы, имеют под собой антироссийскую направленность.
Однако надо сказать немного и о другом взгляде элит России, которые по-иному смотрят на регион. Одна группа Федора Лукьянова и Сергея Караганова отмечает, что постсоветское пространство умерло, следовательно, надо делать упор на концепцию Большого евразийского партнерства. Институты СНГ умерли, и Москве следовало бы отказаться от концепции приоритета СНГ во внешней политике России. Эта мысль была озвучена в 2016 году, а в сентябре 2020 года директор Центра Карнеги Дмитрий Тренин, один из больших специалистов по глобальной безопасности, высказал схожую мысль в недавнем интервью «Огонек–Ъ»: «Надеюсь, кризис и протесты в Беларуси всерьез заставят руководство России заняться проблемами ЕАЭС и ОДКБ. Предстоит сделать аудит всех отношений и политики в этом направлении в последние годы, определение общих и конкретных (региональных, страновых) целей союзнической политики, выработки на этой основе общей (считай, что новой. — Прим. Р.С.) и ее частных вариантов, не говоря уже о ревизии институтов и их реорганизации (при необходимости)».
Эти взгляды становятся консенсусом в России, и этот вопрос витает в воздухе постоянно, и рано или поздно элитам Узбекистана и других государств региона предстоит ситуация, когда в России перестанут поддерживать эти страны только за красивые тосты за «братство», а за каждую оказанную помощь будут требовать ответные шаги или кругленькую сумму, — резюмировал политолог.