Россия лишила Казахстан “сладкой жизни”? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Россия лишила Казахстан “сладкой жизни”?

Россия лишила Казахстан “сладкой жизни”?

Казахстанцы страдают от нехватки сахара. Сладкий песок в сезон варенья во многих городах стал по-настоящему дефицитным товаром: даже крупные супермаркеты отпускают его в лимитированных объемах. Соответственно спросу растет и цена: в среднем килограмм сахара стал стоить 320 тенге, а кое-где зафиксированы и более высокие цифры.

  • 28 Июля 2016
  • 2591
Фото - Caravan.kz

При этом производитель стратегического продукта уверяет, что работает на пределе своих возможностей и ежедневно отгружает до 1,5 тысячи тонн сахара. Мы попытались выяснить, куда уходит вся эта прорва сладкого груза и когда ажиотаж прекратится.

Хочешь сахар – бери рис

Такое впечатление, что продавцы сахара устроили между собой соревнование: кто сможет продать свой продукт по самой высокой цене. В столичных магазинах сладкий песок продают по 330–350 тенге за килограмм. На все ахи и охи покупателей продавцы ласково советуют:

– Берите, следующий завоз еще дороже будет.

И совет этот вполне оправданный: в Семее и Актобе, где дефицит сахара возник несколькими неделями раньше, по словам местных жителей, сладкий песок уже стоит более 400 тенге за килограмм. В Астане бороться с ценами решил акимат. Столичный аким Асет ИСЕКЕШЕВ и министр национальной экономики РК Куандык БИШИМБАЕВ решили для начала лично проверить, так ли высоки цены, как о них говорят. Погуляв по рынкам, пообщавшись с торговцами, высокопоставленные чиновники обратились с просьбой к астанинцам: сообщать на “горячую линию” 109 обо всех фактах завышения цен на продукты. Но какую цифру считать завышением, в акимате не уточнили. Хотя пообещали, что в ближайшее время сахар и хлеб в Астане подешевеют. Пока же для того, чтобы снизить цены на сахар, в городе “распечатали” стабфонд.

Во все торговые точки коммунального рынка “Шапагат” завезли дешевый сахар по 285 тенге за килограмм. Но в нагрузку продавцам выдали такой же объем риса по 190 тенге за килограмм.

– Я понимаю, что людям, может быть, не надо столько риса, но мне из акимата сказали продавать сахар только вместе с рисом. Не хотите брать рис – покупайте сахар по 320 тенге за килограмм, – заявила нам продавщица одного из магазинов “Шапагата”.

Справедливости ради стоит отметить, что старикам продавцы все же соглашались продать несколько килограммов сахара без риса.

 

 

Куда уходит сахар?

Производитель сахара в Казахстане всего один, поэтому вполне логично предположение госорганов, что в ситуации с дефицитом продукта виноват именно он. Но проверяющие антимонопольного комитета никаких махинаций на заводах компании не выявили.

– Я сама в шоке от сложившейся ситуации! Если в прошлые годы мы в летние месяцы отгружали не более 20–25 тысяч тонн, то в июне этого года мы отгрузили 50 тысяч тонн. За 20 дней июля мы отгрузили 25 тысяч тонн сахара. Ну куда, скажите мне, все эти объемы деваются? Я даже не могу завод на сутки закрыть на профилактику, а по плану с 1 августа Меркенский завод должен закрыться на модернизацию и подготовку к приему сахарной свеклы. Но я не могу этого сделать в условиях сложившегося ажиотажа, – уверила нас генеральный директор ТОО “Центральноазиатская сахарная корпорация” Галина БАЙМУРЗАЕВА.

Российский след или местные шалят?

Но в честь чего сахар стал так востребован в стране? Многие эсперты и рядовые граждане уверены, что казахстанский сахар уходит в Россию. У соседей цена на него немного выше, вот отечественные оптовики и зарабатывают. Руководитель сахарных заводов с этой версией в целом согласна, но выдвигает еще одно предположение:

– Может быть, ажиотаж связан с тем, что Россия не пропускает сахар из Украины и Молдавии? Каждый год поставщики оттуда заходили на наш рынок, ломали нам цену… Но я не думаю, что оттуда шли прямо такие большие объемы, – говорит Галина Баймурзаева.

И все же “крайних” руководитель сахарного завода советует искать среди дилеров в регионах.

– Мы отправляем вагоны с сахаром – и все. А куда и как их продают в регионах, мы даже не имеем права интересоваться, – говорит она.

И антимонопольный комитет сейчас занят такой проверкой. Но пока антимонопольщики найдут реальные нарушения – ценовой сговор и затоваривание складов при пустых прилавках – пройдет достаточно много времени. Поэтому сотрудники комитета по регулированию естественных монополий просят торговцев по-хорошему: перестаньте баловаться с ценой на сахар!

– В настоящее время территориальные департаменты КРЕМ и ЗК анализируют действия оптовых и розничных реализаторов сахара на предмет нарушений законодательства РК в области защиты конкуренции. Вместе с тем на этапе применения мер предупреждающего воздействия, когда можно избежать антимонопольных расследований, обращаемся к субъектам рынка и призываем осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, – просит продавцов пресс-служба госоргана.

И напоминает: если нарушения будут выявлены, продавцов ждут оборотные штрафы в размере 3–5 процентов и конфискация всего монопольного дохода.

Несладкие цены

Между тем производитель сахара не отрицает, что цена на его продукт в обозримом будущем вырастет.

– У нас отпускная цена сахара для любого региона Казахстана – 250 тенге за килограмм. Но эта цена для нас убыточна. Потому что сырец мы покупаем на бирже. В мае цена была 377 долларов за тонну, а сейчас мы платим 508,6 доллара. А сырец в стоимости сахара занимает 70 процентов. То есть мы должны готовый товар продавать минимум по 290 тенге за килограмм, – “обрадовала” нас Галина Баймурзаева.

Может привести к удорожанию и то, что совсем скоро производитель начнет переработку местного сырья.

– В этом году нам обещают большой урожай сахарной свеклы, а это совершенно другой технологический процесс. Если из тонны сырца сахарного тростника мы получаем 750 килограммов готового продукта, то из тонны сахарной свеклы – всего 110–120. А штат тот же, оборудование работает даже больше… Для того чтобы производство сахара из свеклы было рентабельным, мы должны закупать сырье по 6,5 тенге за килограмм, а мы его в этом году планируем закупать по 17 тенге, – рассказывает гендиректор.

Но собственное сырье – это вопрос продбезопасности: вдруг поставщики сахарного тростника завтра откажутся от поставок в Казахстан? Или взвинтят цены до небес? Вот уж где точно быть коллапсу…

Потому государство пообещало производителю покрыть любую разницу субсидиями. На то и надежда.

Астана