На встрече планировалось принятие программы сотрудничества на 2008 г., а также обсуждение таких вопросов, как планы по развертыванию американской системы ПРО, расширение альянса на Восток, мораторий России на участие в ДОВСЕ и проблема Косова. На достижение консенсуса по проблемным темам никто особенно не рассчитывал: политические разногласия сопровождали деятельность Совета с момента его создания.
Тем не менее взаимодействие продолжалось. Это было возможно потому, что Совет Россия – НАТО был создан не только как переговорная площадка, но и как институт для выработки и реализации программ сотрудничества. Ежегодные программы, касающиеся совместных действий в борьбе с терроризмом, наркоторговлей и распространением оружия массового поражения, являлись той основой, которая цементировала работу Совета.
Партнерские направления были выведены в отдельный блок, никак не связанный с конфликтными темами, в результате чего деятельность Совета приобрела несколько странный характер. Противоречия по важным политическим вопросам и взаимное раздражение нарастали, а сотрудничество по вопросам безопасности и борьбы с терроризмом оставалось «священной коровой».
В этом году этот стереотип был сломан представителями США, увязавшими принятие программы сотрудничества в рамках Совета Россия – НАТО на 2008 г. с решением Москвы наложить мораторий на выполнение ДОВСЕ. Речь шла о внесение в программу пункта, обязывающего всех членов Совета «продолжать соблюдать ДОВСЕ». Заметим, что аналогичный процедурный прием был использован американским Конгрессом для срыва принятия военного бюджета: демократы требовали обсуждать это вопрос в одном пакете с документом, устанавливающим даты поэтапного вывода войск из Ирака, республиканцы возражали, и в итоге до бюджета дело так и не дошло.
На заседании Совета Россия – НАТО роль такой процедурной ловушки была отведена ДОВСЕ. Россия не могла согласиться с предложением США хотя бы потому, что оно противоречило недавно принятому закону о введении моратория на соблюдение ДОВСЕ с 12 декабря этого года. И поскольку в США об этом было хорошо известно, предложение «соблюдать ДОВСЕ» было воспринято российской делегацией как преднамеренная провокация. Глава МИД РФ Сергей Лавров внес контрпредложение, подразумевавшее — исключительно в целях соблюдения паритета — введение «потолков вооружений» для всех членов альянса, в том числе и тех, которые вступят в него в будущем.
Эта идея отражает позицию России, давно добивавшейся корректировки первой версии ДОВСЕ, ориентированной на ограничение вооружений для НАТО и Варшавского договора, то есть для блоков в целом. Между тем Варшавский блок давно уже не существует, и многие его члены, свободные от обязательств по ДОВСЕ, беспрепятственно наращивают вооружения и вступают в НАТО. В 1999 г. по инициативе России была принята новая, адаптированная под нынешние реалии версия Договора, однако она так и не была ратифицирована ни одним европейским государством.
Тем временем НАТО продолжает продвигаться на Восток, что не может не беспокоить Москву. Тем более что, как пояснил Сергей Лавров, применить накопленное в Европе оружие можно только на восточном направлении, поскольку с севера, запада и юга государства НАТО омывают моря и океаны. А раз дела обстоят именно так, Россия сочла возможным настаивать на введении соответствующих ограничений.
Излишне говорить, что предложение Москвы было отвергнуто членами альянса. В результате принятие программы сотрудничества на 2008 г. оказалось сорвано, а стороны были вынуждены признать, что не могут договориться ни по одной из ключевых проблем. Комментируя сложившуюся ситуацию, Лавров обвинил США в преднамеренном блокировании принятия программы сотрудничества, а представители альянса приняли по итогам встречи заявление, в котором констатировали, что «отношения между Россией и НАТО вступили в критическую фазу».
Такой исход переговоров не стал сюрпризом для МИД РФ. Накануне открытия совещания Совета Россия – НАТО официальный представитель внешнеполитического ведомства Михаил Камынин заявил, что Россия намерена развивать взаимодействие с альянсом, учитывая трансформацию этой организации. И добавил, что «сотрудничество нужно России не больше и не меньше, чем самим странам альянса». В переводе с дипломатического этот пассаж означает: «не хотите — не надо, не очень-то и хотелось».
Жесткость этого заявления была напрямую связана с итогами встречи глав внешнеполитических ведомств 26 государств-членов НАТО и результатами заседания комиссии Украина — НАТО, прошедших в Брюсселе непосредственно перед приездом туда российской делегации. Судя по заявлениям генсека НАТО Яапа де Хоопа Схеффера, на этих встречах был взят курс на дальнейшее расширение альянса.
В частности, уже в апреле 2008 г. на саммите в Бухаресте в альянс должны принять новые государства Восточной и Юго-Восточной Европы, среди которых фигурирует Грузия. Что касается Украины, Схеффер пообещал и дальше «укреплять фундамент двусторонних отношений», с тем чтобы преодолеть трудности, возникшие в связи с негативным отношением к вступлению страны в альянс значительной части населения Украины.
Учитывая нервное отношение России к расширению НАТО, особенно в тех случаях, когда речь идет о государствах постсоветского пространства, заявления Схеффера, да еще и приуроченные к открытию совещания Совета Россия – НАТО, не могли не вызвать в Москве беспокойной реакции. В свою очередь, предложение американской делегации о включении пункта о соблюдении ДОВСЕ в программу сотрудничества Совета Россия — НАТО трудно расценить иначе, нежели демарш, нацеленный на срыв планов партнерства.
Тем не менее в западных и некоторых российских СМИ весь этот сюжет подается как результат злокозненности Москвы, которая «в одностороннем порядке вышла из ДОВСЕ» и вообще демонстрирует в последнее время упертость, несовместимую с продолжением партнерских отношений. Эти комментаторы правы в одном: Россия действительно заняла в последнее время более жесткую позицию, что проявилось не только в решении о моратории на ДОВСЕ и твердой позиции по Косову, но и в возобновлении боевого дежурства стратегической авиации и выходе в Мировой океан судов ВМФ, а также в заявлениях политиков, вновь заговоривших о «восстановлении ядерного паритета».
С другой стороны, стоит обратить внимание на то, что кризис в отношениях с НАТО случился на фоне уже начавшейся в России президентской кампании. И сегодня, когда в ответ на откровенное давление Москва склонна отвечать встречными демаршами, эта «игра на повышение» объективно работает на усиление российских «ястребов». Не исключено, что именно для перелома этой тенденции Путин выбрал в качестве преемника не Сергея Иванова, а Дмитрия Медведева — политика, который в течение последних лет занимается исключительно экономическими и социальными проблемами и подчеркнуто воздерживается от алармистских высказываний.
Источник: Наталья СЕРОВА. Utro.ru