На днях председатель Агентства Республики Казахстан по статистике Алихан Смаилов сообщил, что численность безработных в июне 2013 года составила 468 тысяч человек. То есть уровень безработицы составил 5,2 процента к численности экономически активного населения. За последние два месяца этот показатель снизился сразу на 2 процентных пункта. Аналогичная метаморфоза произошла и в России. Там в мае безработица уменьшилась до 5,6 процента с той же разницей.
Наилучшее положение по безработице в Беларуси и Туркмении. Там ее официальное значение всего полпроцента. По поводу Беларуси сомнений не возникает, а вот с Туркменией не все так просто. Правозащитные организации этой страны бьют в набат, что до половины экономически активного населения являются ничем не занятыми. Согласно международному изданию Business Insider, Туркменистан попал на 5-е место в мире в числе самых бедных стран. В данном исследовании брались за основу четыре основных критерия: уровень безработицы – 60 процентов, индекс бедности – 70 процентов и уровень инфляции – 15 процентов.
Относительно мала безработица на Украине – 1,9 процента. В Молдове с наступлением летнего сезона уровень безработицы традиционно резко снизился с 7,2 до 4,2 процента. Возможно, в России и Казахстане столь ощутимое снижение тоже произошло по тем же причинам – сезонный бум строительства и сельскохозяйственная страда.
В Узбекистане безработица составляет 4,8 процента от экономически активного населения, в Армении – 5,9 процента, в Азербайджане – 6 процентов. Самая высокая безработица – в Киргизии. Еще в апреле она была на уровне 8 процентов, однако с наступлением сезона отпусков снизилась до 7,7 процента.
Однако вернемся в родные пенаты. В Казахстане пик роста безработицы приходится на 1998 год, когда в результате внутреннего экономического кризиса работу потеряли более 13 процентов трудоспособного населения страны. Вторую волну спровоцировал недавно прокатившийся мировой финансовый кризис, в результате которого, по данным Госстата, безработными стали более 8 процентов экономически активного населения. На сегодняшний день рынок труда восстановился, и страна вплотную подошла к неплохим показателям 1993 года с уровнем безработицы менее 6 процентов.
В целом по стране уровень безработицы невысок по сравнению не только с развивающимися, но и с развитыми странами мира. Стабилизация ситуации в сфере занятости позволила руководству страны назвать Казахстан тихой гаванью мировой экономики. Впрочем, и у этой, казалось бы, исключительно позитивной стороны медали есть обратная сторона. А именно каким образом Госстатагентство узнает о том, сколько же все-таки безработных в стране, если официально зарегистрированы в качестве таковых лишь 40–45 тысяч человек, или полпроцента?
«Литер» внимательно изучил методику расчетов на сайте статагентства и пришел к неутешительному выводу: данные по безработице – весьма относительные величины. Они делаются посредством выборочного обследования домашних хозяйств (другими словами, семей) способом анкетирования. Учавствуют в опросах 4 раза в год порядка 21 000 респондентов из разных регионов страны. На основании полученных данных информация обобщается. То есть каких-то фундаментальных статистических, в полном смысле этого слова, источников информации при подсчете нет. Впрочем, используемая методика Госстата одобрена МОТ и еще рядом авторитетных международных организаций.
Есть в Казахстане и объективные стимулы к трудоустройству. К примеру, максимальное пособие безработного – чуть больше 18 000 тенге. Сумма пособия начисляется исходя из официальной заработной платы гражданина на последнем месте работы. Получаемое пособие ничтожно мало, особенно для жителей крупных городов. А тут еще и система постановки безработного на учет достаточно сложна, очереди отнимают много сил и времени, а уволенные с одним или несколькими высшими образованиями вряд ли согласятся переучиваться на маляра или сантехника. Поэтому граждане часто отказываются от официального статуса безработного и предпочитают искать работу самостоятельно.
Самостоятельно занятые лица составляют у нас в стране более трети трудоспособного населения. При этом 71,2 процента самозанятых приходится на сельскую местность. Неравнозначная картина и по уровню образования. Если среди городского самостоятельно занятого населения 27 процентов имеют высшее образование, треть – среднее специальное и чуть меньше половины закончили только школу, то на селе аналогичные показатели составляют 8,5, 15 и более 76 процентов.
Не случайно большой процент среди зарегистрированных безработных составляют сельские жители. Для большинства из них биржа – не площадка для поиска новой работы, а источник небольшого денежного пособия. Реализация продукции с собственных огородов и подсобных хозяйств для них является основным источником существования. Фактически они – самозанятые.
Важной государственной задачей становится вопрос создания условий для вывода самозанятых в легальную рыночную среду еще и потому, что это связано с пенсионным обеспечением и социальным страхованием. Сейчас подавляющее число самозанятых не платит налогов, не отчисляет накопления в пенсионные фонды. Но когда они состарятся, заботиться о них будет вынуждено государство. А ведь именно от этой обузы оно попыталось избавиться посредством внедрения накопительной пенсионной системы вместо солидарной.
К тому же прошедшая недавно волна кризиса узаконила повсеместную практику не массового увольнения сотрудников, а перевода на одно- или двухдневную трудовую неделю с уменьшением заработной платы либо отправлением в неоплачиваемые отпуска. По данным Министерства труда и социальной защиты населения, таковых ныне в Казахстане насчитывается около 30 000 человек. В первую очередь это коснулось жителей небольших городов с градообразующими предприятиями и ограниченными возможностями поиска работы.
Потерявшим работу остается утешать себя, что безработица сегодня не только черта казахстанской действительности, от нее страдает большинство стран мира. По данным Международной организации труда, сейчас в мире самый высокий уровень безработицы за всю историю – 210 млн человек, что на 30 млн больше, чем в канун кризиса. Больше половины прироста безработицы в 2007–2012 годах пришлось на развитые экономики и страны Евросоюза (34 страны), хотя в них сосредоточено лишь 15 процентов мировой рабочей силы. В мае среднее значение безработицы в Евросоюзе составило 12,1 процента (в апреле было 12 процентов). Самая низкая безработица в Германии – 4,3 процента, а уже в соседних Франции и Великобритании – 7,8 процента. В Португалии доля безработных достигла в мае отметки 17,6 процента, а в Испании – 26,9 процента. Статистика по Греции держится в секрете уже два месяца, однако в марте 2013 года доля безработных здесь составляла 26,8 процента.
Все вышеперечисленные достижения Казахстана, когда уровень безработицы удалось сохранить на приемлемом уровне среди стран СНГ, стали возможны благодаря своевременно принятым мерам реагирования в первую очередь со стороны президента нашей республики, а также со стороны правительства.
В своих посланиях народу Казахстана Глава государства Нурсултан Назарбаев неоднократно отмечал важность сохранения социального равенства как в межнациональном и межконфессиональном плане, так и в социальном и экономическом. Реализованные в последние годы «Дорожные карты» показали свою эффективность. Это позволило Казахстану не только избежать процессов рецессии, но даже и выйти на полосу стабильного роста.
Источник: Сайт газеты «Литер»