Традиционное субботнее видеообращение Ангелы Меркель было целиком посвящено предстоящему визиту президента РФ. Канцлер удовлетворена тем, что вето Польши и Литвы снято и переговоры с Россией о партнерстве наконец продолжатся. Тем не менее, как подчеркнула Меркель, «в вопросах энергетической безопасности Евросоюз выступает с единой позиции». В чем она заключается, канцлер не уточнила. «Германия пытается играть на два фронта, — пояснил РБК daily немецкий политолог Александр Рар. — Если она станет основным дистрибьютором российского газа, ее позиции в Европе укрепятся. С другой стороны, Берлин хочет сохранить роль локомотива евроинтеграции и вынужден отстаивать интересы транзитных стран Восточной Европы».
Отметим, что под «энергетической безопасностью» в Европе подразумевают такое положение вещей, при котором Евросоюз получил бы не только более широкий доступ к добыче нефти и газа в России, но и контроль над их транспортировкой по территории РФ. При этом российским компаниям отказано в паритетном доступе на внутренние рынки ЕС. Этот принцип зафиксирован, в частности, в транзитном протоколе к Европейской энергетической хартии. В Москве настаивают как минимум на доступе «Газпрома» к сетям сбыта газа конечным потребителям ЕС. Подписывать транзитный протокол Россия отказывается.
«Доступ европейских компаний к нашей трубопроводной системе может обсуждаться, только если ЕС внесет свой вклад в ее модернизацию, ремонт и строительство новых трубопроводов», — сказал РБК daily директор Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. Речь идет, в частности, о разработке труднодоступных месторождений, таких как Южно-Русское и Штокман, об освоении Восточной Сибири и их подключении к трубопроводной системе. При этом контроля над системой Евросоюз не получит.
Камнем преткновения станет также закон, ограничивающий долю иностранных инвесторов в стратегических отраслях экономики РФ. Его критикуют не только в Брюсселе, но и в Берлине. «К упрекам европейских политиков в адрес России присоединился и бизнес, — говорит г-н Белов. — Siemens, E.ON Ruhrgas хотят повысить доли в совместных проектах, мы выдвигаем встречные претензии».
Впрочем, Германия — слишком ценный партнер, чтобы идти на конфронтацию. Вчера глава Минфина РФ Алексей Кудрин не исключил сокращения числа стратегических отраслей. «Я считаю, что 42 отрасли — это много», — заметил Кудрин. Сроков и цифр министр не назвал: очевидно, это будет зависеть от хода переговоров с Евросоюзом. Их финал ожидается не ранее конца 2009 года. «История с ВТО показывает, что на согласование позиций 27 стран ЕС уйдет не меньше времени, чем на сами переговоры», — прогнозирует российский эксперт.
Источник: РБК-daily