Россия и Центральная Азия: за кем очередной ход? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+18 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Россия и Центральная Азия: за кем очередной ход?

Россия и Центральная Азия: за кем очередной ход?

Москва собирается взять инициативу в свои руки.

  • 14 Мая 2007
  • 1213
Фото - Caravan.kz

Именно так можно расценивать активные шаги, предпринимаемые президентом России по отношению к республикам Центральной Азии.
И визит В.Путина в Казахстан, а далее в Туркменистан является очередным подтверждением данного тезиса.
Встреча на высшем уровне в Астане между президентами Казахстана и России носила вполне предсказуемый характер. Как и ранее, несколько лет назад, интересы двух стран по отношению друг к другу остались лежать практически в тех же областях:
сотрудничество в области региональной безопасности;
двустороннее военно-политическое сотрудничество;
военно-техническое сотрудничество;
торгово-экономическое сотрудничество;
развитие производственно-кооперационных связей посредством создания совместных финансово-промышленных групп;
сотрудничество в топливно-энергетической сфере;
приграничное сотрудничество;
сотрудничество в освоении космодрома Байконур;
сотрудничество в освоении природных богатств Каспийского моря;
научно-исследовательское сотрудничество в атомной сфере.

На сегодня, говоря дипломатическим языком, двустороннее сотрудничество Республики Казахстан с Российской Федерацией выстраивается на равноправной основе, взаимном уважении государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирном урегулировании споров и неприменения силы или угрозы силой.
Эти принципы были закреплены в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 25 мая 1992 года, данный документ стал правовой базой двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, военной, научно-технической и иных областях.
Вместе с тем геополитическая ситуация как в регионе, так и в мире стала динамично изменяться.
Это обстоятельство, равно как и постоянно возрастающая потребность стран мира в энергоносителях, способствовали форсированию событий со стороны России и Казахстана.
Особенно это стало видно на решении судьбы Каспийского региона. Каспий вместе со своими запасами постепенно становится заветной целью не только США, но и стран Европы.
Учитывая сложившуюся внутриполитическую ситуацию в литоральных странах Каспия (выборы нового президента Туркменистана, активная милитаризация Ирана в свете напряженных взаимоотношений с США и странами Запада), вопрос добычи и транспортировки энергоносителей привлекает к себе внимание все большего количества стран.
Однако неурегулированность статуса Каспия и по сей день остается правовой проблемой для всех владеющих им государств. Так, благодаря отсутствию согласованной позиции Ирана, Казахстана, Азербайджана и России, к региону стали проявлять интерес и другие страны мира и транснациональные корпорации (ТНК), которые как ранее, так и сейчас пытаются развернуть сложившуюся ситуацию в свою пользу.
Не случайно, в феврале 2007 года президент России В. Путин подписал федеральный закон «О ратификации Протокола о внесении изменения в Протокол к Соглашению между РФ и Республикой Казахстан о разграничении северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование».
Согласно документу, соглашение о разделе продукции (СРО) при освоении геологической структуры «Центральная» и месторождения «Хвалынское» может быть заключено без предварительного включения этих участков недр в перечень, а правопользование ими может быть предоставлено на условиях раздела продукции, без проведения конкурсов и аукционов.
По словам министра промышленности и энергетики России В. Христенко, «ратификация этого документа позволяет снизить риски появления желающих «поразводить» реально прикаспийские государства, которые единственные могут определить статус внутреннего моря».
Принятый документ дает возможность российским и казахстанским компаниям «с двух сторон использовать этот правовой режим (СРО) для вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов севера Каспийского моря».

И встреча двух президентов, на которой также обсуждались вопросы добычи и транспортировки углеводородов стала закреплением ранее заключенных соглашений.
Учитывая стабильный рост экономик России и Казахстана, контролируемую внутриполитическую ситуацию двух стран, а также туманные перспективы альтернативных проектов, связанных с транспортировкой энергоносителей через территории других государств, можно предположить, что Астана в среднесрочной перспективе будет поддерживать тесные связи с Москвой, как по вышеуказанным направлениям, так и по новым перспективным проектам.
Принимая во внимание План совместных действий двух стран на 2007-2008 годы, утвержденный в ходе встречи президентов России и Казахстана, можно прогнозировать дальнейшее углубление взаимоотношений между двумя странами.
Вместе с тем временные рамки, обозначенные двумя годами, являются показателем недостаточной уверенности двух стран в своих намерениях на среднесрочную/долгосрочную перспективу сотрудничества…

Продолжение следует

Фото с сайта http://www.rian.ru/