государству прибыль. Свежая мысль, да законодательство старо…
22 км пути разорения
Когда по Риддеру ( городку в Восточно — Казахстанской области) разнеслась весть о строительстве дороги «Казахстан — Россия», которая разрежет и вспашет земли Западно-Алтайского Природного заповедника, все поняли, что возмущаться поздно, удивляться бесполезно, а доказывать что-либо… некому. Дорога будет построена, даже если под колеса бульдозеров лягут стада сайгаков и в асфальт будут закатаны реликтовые редчайшие растения. Тем не менее, активисты экологического объединения «Бумеранг» нашли способ максимально защитить этот уголок природы… и не без участия местных властей. Они провели в городе общественные слушания. Ай да экологи!
Вооружившись калькулятором, а не листовкой стандартного содержания, общественники перво-наперво произвели элементарный расчет. Дорога третьей категории (а именно такая по статусу трасса свяжет два соседних государства) должна иметь определенную ширину — 30 метров (длина составляет 22 километра). Плюс придорожная полоса. Это еще по 50 метров с двух сторон. Однако в документах технико-экономических расчетах строительства почему-то фигурируют только основные 30 метров, побочные отсутствуют. Но построить дорогу, двигаясь ровнехонько, как по веревочке, нереально. Это знают все. Потому не учитывать придорожную полосу нельзя, нечестно это и неэкологично. Защитники природы квалифицировали умалчивание о дополнительных метрах, как захват природоохранной земли. Так ведь оно на самом деле и будет! С точки зрения экозаконодательства — весьма серьезное нарушение. Разрешить изымать земли, находящиеся под охраной, все-таки речь идет о дороге посреди и «в сердце» заповедника, может только Правительство РК.
Однако такого решения нет. Экологи хотят, чтобы было. В связи с чем горожане на сходе настояли на проведении правовой и экологической экспертизы проекта трассы.
Красный свет для животных
Откройте карту Казахстана и посмотрите на предполагаемую дорогу, вы без труда поймете, что она нужна, выгодна и экономически оправдана. А это значит, что по заповеднику начнут дефилировать не только чудаки-туристы и маршрутные автобусы, но и большегрузные авто. Нагрузка на трассу обещает быть солидной, а покрытие дороги планируется всего лишь гравийное. Экологи считают, что без твердого покрытия трасса очень быстро станет проблемной для охраняемой зоны. Пыль, газы и шум нарушат экологическую систему заповедника.
Раньше, когда в школе по природоведению мы проходили экосистемы, редко кто из учеников мог привести пример на тему гибели. Странно и дико было реально представить, как гибнет экосистема! Примеры, в силу абсурдности и нелогичности, просто не лезли в голову. И вот, пожалуйста, картинка крупным планом. Немного жутко. Все-таки природа… и не только растения, которым надо дышать и жить близ дороги. В заповеднике обитают маралы и косули, которые со слов сотрудников зоны, периодически мигрируют. Пути миграции пересекают дорогу. А это значит, что животным, как хорошим мальчикам и девочкам, придется посмотреть направо, потом налево, и только потом перейти дорогу. Разве это реально? Нет.
Прогнозы специалистов печальны. В весенне-осенний период, когда животные перебираются из Казахстана в Россию, возникнет вероятность гибели животных на дороге. Не безопасны такие перемещения и для водителей. Поэтому уже озвучено предложение на это время закрепить за дорогой особый режим работы, особенно в ночное время, когда видимость на дороге плохая.
В общем, у строительства дороги есть свои плюсы и свои минусы. Что народ намерен делать с минусами? Разработать проект по обустройству дороги с переходами для животных и доработать проект в части дорожного полотна, добиться, чтобы оно было все-таки твердое.
Цветочки — ягодки
Директор Западно-Алтайского Природного Заповедника Н. Феклистов и работник заповедника, ученый Ю. Котухов могут бесконечно говорить об ущербе, который так или иначе будет нанесен заповеднику, особенно цветочкам — ягодкам. Уже взяты на карандаш редкие растения, которые могут незаметно исчезнуть. Среди них — очень древние, существующие на земле миллионы лет, есть такие, которыми гордится Казахстан, потому как они произрастают только у нас и только в этом заповеднике. Поэтому экологи решили, раз дорога не может обойти стороной эти богатства природы, надо сделать так, чтобы богатства оказались подальше от дороги. Ботаники уже дали свое добро на пересадку растений и деревьев. Если это случится, и строители прислушаются, (на пересадку нужны время и деньги) то проект войдет в историю, как один из самых экологичных.
Деньги на дороге
Деньги понадобятся не только на перенос растений в безопасные для жизни места. В заповеднике обещают возрасти затраты на пожарную охрану, на борьбу с браконьерством и уборку мусора вдоль трассы. Понадобятся транспорт для патрулирования, связь. Однако у заповедника своих средств нет, и повышенное финансирование не предвидится. На дорогу деньги есть, а на заповедник — нет. Понятно, что стратегически объекты разные, но где же логика? Если средств не будет, от заповедной зоны ничего не останется. Денег нет и заповедника нет. Экологи считают, что в связи со строительством дороги и беспрепятственным проникновением в заповедник всех и вся, можно продумать механизм сбора денег с…посетителей. Введение платы за проезд решило бы многие проблемы экозоны. Тарифы за проезд по дороге будут небольшие. С легковой машины предложено взимать всего 50 тенге, с грузовой — 70. Они говорят: «Мы просчитали, если в день будет проходить 500 машин, в месяц общий сбор составит 5000 долларов США. Этих средств будет достаточно, чтобы заповедник не погиб».
Однако вся беда в том, что нынешнее законодательство не позволяет этого сделать. Заповедник не является частной собственностью. Зарабатывать деньги ему не положено. Впрочем, есть надежда, что закон «подвинется» в пользу сохранения природы. Как это случилось в экозоне в Кыргызстане, близ Иссык-Куля. Всяк, туда въезжающий, обязан заплатить за загрязнение воздуха, независимо от того, куда направляется машина: на озеро или мимо!
И последнее. Дорога «Казахстан — Россия» уже имеет таможенный пост, который почему-то находится далеко от государственной границы. Экологи считают, что будет целесообразнее перенести этот важный пункт остановки на границу, чтобы машины не задерживались на охраняемой территории и не возникали лишние проблемы между таможенниками и сотрудниками заповедника. Тем более, что специальное предписание о переносе таможни давно имеется.
И последнее. Иногда я думаю, случись подобное в каком-нибудь другом городке Казахстана… общественники развели бы ручками, мол, что мы можем или воинственно бы брызгали слюной, встав грудью на пути у эскаватора!? Жители Риддера и его «неправительственные» экологи тоже могут немного, но одно то, что на общественных слушаниях по данной проблеме присутствовали представители местной власти, говорит о том, что к мнению большинства там все-таки прислушиваются. Может быть потому, что у этого большинства хватает ума не выходить с пикетами на улицы и не размахивать бумажными плакатами в защиту природы. Они не обостряют проблему, но решают ее. Умеют люди защищать природу делами…