Вообще-то, г-н Власов не редкий гость в Казахстане; в последние годы его можно было видеть и на конференциях в ведущих научных центрах республики, и в качестве гостя торжественного заседания Ассамблеи народов Казахстана (где, по словам ведущего «Айт парка» г-на Еримбетова, «очень хвалил» Казахстан). Но на такой, «демократичной», дискуссионной площадке, как «Айт Парк», он появился впервые. И, надо отдать должное и эрудиции, и культуре дискуссии г-на Власова — успел осветить очень много разных вопросов, как собственно российских или казахстанских, так и двусторонних.
Причем в числе последних были не только вопросы прямого сотрудничества России и Казахстана на межгосударственном уровне. Есть и внутренние темы, которые имеют большой резонанс у соседей. Например, антизападная риторика некоторых российских политиков, в частности, Жириновского и Рогозина, традиционно находит своих «адресатов» и в Казахстане. В ней видят реальную возможность резкого, настоящего, обострения отношений России и Запада, что неминуемо косвенно, но негативно отразится на Казахстане. Об этом и был задан вопрос г-ну Власову. Ответ его, в принципе, должен успокоить эту озабоченность, потому что подобные комментарии данных политиков преследуют строго определенные, заданные цели.
— Каждая страна имеет свою, определенную внешнеполитическую стратегию. Помните принцип — есть «злой» следователь и «добрый» следователь. Также и во внешнеполитической игре нужны люди, которые будут транслировать взгляд «ястребов». Такие люди есть в США, в странах ЕС, не нужно просто из них делать пугало, нужно видеть реальную политику, — заявил эксперт.
В части российско-казахстанских отношений он назвал еще одну функцию России, которую обычно не замечают: Россия для Казахстана это своего рода ретранслятор позитивного образа.
— Десяток пиар-агентств работают в России над формированием имиджа Казахстана. Пиар строится очень эффективно и идет на ЕС, на Восточную Европу. И у Казахстана есть важное преимущество перед Россией — у него существует четкое представление о том, как надо продвигать собственный позитивный образ. С точки зрения позиционирования себя на международной арене это сильно сделано, — считает российский эксперт.
Дальше ему пришлось отвечать на вопрос — как со стороны видится процесс формирования и наполнения понятия Национальной идеи в Казахстане. Оно, ответил г-н Власов, складывается из нескольких элементов, и первый из них — формирование самого понятия «казахстанец». Это длительный процесс, и только по его завершению, когда оформится гражданская, политическая нация, можно будет говорить и о формировании казахстанской национальной идеи. «Такая же задача стоит и перед нами в России, нам тоже нужно ответить на вопросы — что такое россиянин, из каких системообразующих элементов будет складываться это понятие, что будет основным стержнем его, какая будет идентичность», — заметил он.
В отличие от скептиков г-н Власов верит в жизнеспособность таких проектов, как ЕврАзЭС и Таможенный союз. А в свете проблем, порожденных кризисом, считает , что должна произойти даже активизация процессов интеграции. Хотя он подчеркивает, что есть и вопросы: готовы ли к этому политические элиты, есть ли техническая готовность к тому, чтобы интеграция осуществлялась не на словах, а на деле?
Но Таможенный союз это, в принципе, тот формат, в котором возможно противостояние кризису, внутри него нужно решить лишь два вопроса. Первый — как будут соотноситься друг с другом Таможенный союз и ВТО, в которую Россия и Казахстан продолжают стремиться. И второй — насколько будут честными «правила игры» в рамках самого Союза.
Иллюстрация с сайта http://www.braykovsky.com.ua