Сообщение о предприятии, перерабатывающем уголь в бензин, вызвало удивление. Знаний, полученных на уроках химии в школе, явно не хватило для представления, что такая трансформация – не фантастика. Захотелось самому посмотреть на реалии нефтехимического производства. С чем связана необходимость переработки угля в моторное топливо? Утверждают, что запасы нефти ограничены. При этом прогнозы весьма пессимистичны: 25–50 лет, и нефть закончится. Должны быть альтернативные пути получения ГСМ. Почему нет, если есть технологии, позволяющие из угля производить необходимое топливо.
Новый углехимический комбинат не выделяется высоченными трубами и традиционными горящими газовыми факелами над ними. Не чувствуются и отравляющие воздух выбросы, столь характерные для многих нефтехимических производств.
Предприятие находится вдали от столбовых дорог и оживленных магистралей. Хотя к нему и ведет очень неплохая бетонная дорога. Сразу оговорюсь, поклонникам гигантомании новый комбинат ТОО “Стандарт Ресурсис” не будет интересен. Предприятие компактно и не уходит за горизонт на многие сотни гектаров занимаемыми площадями. Оно из разряда “мал золотник, да дорог” – комбинат инновационный, с новейшими технологическими разработками. “Предприятие использует в работе технологию Томского производственного объединения “ЭТН Циклон”, одного из лидеров рынка в области нефтехимии, и в отличие от традиционных способов переработки нефти, работа с сырьем производится на аппаратах циклонного типа. Это ноу-хау томичей и закрыто для любопытствующих. Основная цель – выработка моторных топлив и сопутствующих элементов для нужд нефтехимии из переработанного каменного угля”, – пояснил направление деятельности предприятия его главный технолог Бахытжан ТУРАНОВ. В отличие от нефти, месторождения которой повсеместно истощаются, запасов угля предостаточно.
Моторное топливо в камне
В 170 километрах к северу от Шымкента, в горах Каратау, есть месторождение каменного угля Таскомирсай. Местные жители давно отапливают им жилье. Они отметили интересную особенность – при сжигании угля в печи остается сильный запах газа, углеводородов. Как говорят специалисты, для бытового использования уголь еще “не готов”, должен некоторое время полежать, “созреть”. А для промышленной переработки – в самый раз. Сотрудники Томского производственного объединения, исследовав возможность извлечения из этого угля углеводородов, высококачественного моторного топлива, нафталина, деривативов, посчитали, что это осуществимо.
А на новом комбинате путем глубокой переработки планируют получать продукты нефтехимии с высокой стоимостью, т. н. БТК – бензол, толуол, ксилол.
БТК имеет больший спрос, чем моторное топливо, и идет на нефтехимические предприятия. Что же касается бензола, толуола и ксилола по отдельности, они широко применяются в промышленности, являясь исходным сырьем для производства лекарств, пластмасс, синтетической резины, красителей, в качестве добавки к топливу, растворителей. Но самое важное, как утверждают работники углехимического комбината, – производство столь необходимых в народном хозяйстве продуктов заметно дешевле, нежели с использованием традиционных технологий.
– Установка циклонного типа по оборудованию обходится дешевле традиционной, колонного типа, для которой необходимо большое количество дополнительного оборудования. А “Циклон” прост. Мы получили уголь, размололи его на мельнице на частицы в 4 микрона и отправили на следующую стадию, где проходит смешение с антраценовым маслом (жидкий продукт перегонки каменноугольной смолы). Готовая нефтеобразная смесь поступает в реактор, оснащенный катализатором с железом. С помощью водородной установки она обогащается водородом, проходит сероочистку, чтобы соответствовать экологическим требованиям, и уже потом попадает на установку “Циклон”, где и получают товарный продукт: БТК, нафталин, антраценовое масло, необходимое для собственного производства, и топливо – бензин Аи-92, Аи-95, соответствующие 4–5-му экологическому классу, дизельное топливо, технический керосин и мазут. Себестоимость полученного из угля моторного топлива будет на 50 процентов дешевле полученного с помощью традиционных методов, удивил Бахытжан Туранов. Отдельно стоит упомянуть о потребительских качествах дизельного топлива. По словам заместителя главного технолога углехимического комбината Екатерины ГАЛКИНОЙ, на предприятии выпускают зимнюю солярку “Арктика” с температурой замерзания ниже минус 60 градусов, что подтверждают лабораторные исследования.
Производство. День сегодняшний
Комбинат может переработать до 40 тысяч тонн угля в год. Как считают специалисты, это небольшой объем, но в случае с уголехимическим комбинатом главное заключается в подтверждении эффективности рабочей схемы, которая работает и способна выдавать востребованный продукт. Предполагается, что около 30 процентов будет выход бензиновой фракции, 8–10 – керосина, 35 процентов – дизеля. С запуском каталитического крекинга глубина переработки вырастет до 90 процентов Для полного завершения работ, а они сейчас выполнены на 94 процента осталось запустить 2 установки. “Установка сероочистки для угля собрана. Мы все обвязки делали самостоятельно, проводили с россиянами онлайн-консультации. Теперь представители томского предприятия должны поставить КИПовское оборудование и сами провести пуско-наладочные работы. Еще один незавершенный элемент – водородная установка, которую собирали совместно с китайцами. Она полностью готова, но запуск и контроль за первоначальным рабочим процессом должны осуществить они. Если запустим в эксплуатацию установки, производство по переработке угля и выработке из него моторных топлив будет готово на 100 процентов”, – поделился перспективными планами главный технолог предприятия Бахытжан Туранов.
Но даже сейчас завод работает. Только перерабатывает не уголь, а нефть, которая не заходит на первую часть производственной линии с мельницей по размельчению угля, а сразу поступает на первую установку “Циклон”, где перерабатывается. Как рассказали работники комбината, пойти на переработку нефти заставили несколько обстоятельств: первое – сомнение в возможности прямой переработки нефти. А второе – предприятие не завершено, фактически простаивало, а возможность получать нефть есть. Разрешение запустить линию переработки нефти давалось россиянами, которые, по словам казахстанской стороны, пошли на частичный запуск “со скрипом”. Однако важен итог, который признан положительным. Сейчас выпускаются бензин Аи-92 и дизельное топливо, соответствующее 4-му экологическому классу, производится технический керосин, и по заказу предприятие может выпускать нафту – легкий дистиллят для технических процессов. Себестоимость продукции после переработки нефти на “Циклоне” приблизительно на 10 процентов ниже, нежели с использованием традиционных видов переработки.
Еще на один момент работы предприятия обратил внимание начальник вахты № 2 Шамшат АЖМЕТОВ: “При переработке нефти посредством установки “Циклон” мы работаем практически в автоматическом режиме и в большом количестве рабочего персонала не нуждаемся. На смене задействовано всего 4 человека – 2 оператора, машинист насосов и оператор налива”.
“У нас нет задачи перерабатывать нефть на этой установке. У нас главная цель – переработка угля. А сейчас мы просто показали, что можно и нефть перерабатывать по этой технологии и получать качественные нефтепродукты”, – заявил главный технолог ТОО “Стандарт Ресурсис” Бахытжан Туранов.
ШЫМКЕНТ